Жизнь на воде

Воспоминания Иосифа Никаноровича Титова
о работе водного транспорта
на строительстве.

Иосиф Никанорович Титов

1. Воспоминание №1 о прибытии на строительство

Я хочу рассказать, как Северодвинск или бывший Судострой, обеспечивался материалами для стройки. В 1937 году 5 мая в затоне Пинеги мне предложили быть сопроводником и шкипером трех новых палубных барж № 20, 21 и 25 по 250 и 300 грузоподъемностью. Буксир забуксировал их в Архангельск и поставил на рейд. Я решил сперва оформиться, но меня тем же пароходом вернули в Архангельск. Баржа была поставлена под погрузку, 25-я на Левом берегу, а 21-я поставлена на угольном причале грузится коксом. На 25-я была оставлена под замком дочь, которая должна учиться в 4 классе, а жена грузы принимает (кокс). Я на палубную баржу принял груз и поехали на Судострой за буксиром. А когда разгрузили, и баржи были у причала, мне сразу пало в глаза, зачем ходит человек с аппаратом около баржи. Когда музей переехал на Воронина, я сразу узнал на фотографиях свое судно. Я сразу из трех баржей облюбовал 25 палубную. Она моя в первый рейс делала Глинники, где в то время был завод. Грузили тачками. Потом ездили на Солзу, там для испытания требовался для стройки песок. Из Солзы возили шпалы до конца навигации.

2. Новые баржи для Судостроя

В конце мая из Вологодской области Тотьмы прибыло 4 баржи: две палубных, и две открытые по 500 тонн грузоподъемности. А до этого были Северолеские плашкоуты, но на них нельзя было возить кирпич. И когда на Глинниках построили завод, то на больших 500-тонных до 105 тысяч кирпичей и на маленьких до 50 тысяч кирпичей возили. Несмотря что корытки узкие, сухая вода и мелкие. Но водили только на прибылой воде и были такие случаи, что закрывали ход судам. Но это редко было, и капитаны успевали пройти благополучно.

3. Буксиры на строительстве

Я знаю, какие буксиры пароходы были в 1937 году: «Док», «Батопорт», «Слип», потом дали им номера 3, 5, 6. Но еще были в те времена катера буксирные и подтвердит вам это капитан Митрушин Иван Иванович.

Жизнь на воде

Воспоминания Иосифа Никаноровича Титова
о работе водного транспорта
на строительстве.

Иосиф Никанорович Титов

1. Воспоминание №1 о прибытии на строительство

Я хочу рассказать, как Северодвинск или бывший Судострой, обеспечивался материалами для стройки. В 1937 году 5 мая в затоне Пинеги мне предложили быть сопроводником и шкипером трех новых палубных барж № 20, 21 и 25 по 250 и 300 грузоподъемностью. Буксир забуксировал их в Архангельск и поставил на рейд. Я решил сперва оформиться, но меня тем же пароходом вернули в Архангельск. Баржа была поставлена под погрузку, 25-я на Левом берегу, а 21-я поставлена на угольном причале грузится коксом. На 25-я была оставлена под замком дочь, которая должна учиться в 4 классе, а жена грузы принимает (кокс). Я на палубную баржу принял груз и поехали на Судострой за буксиром. А когда разгрузили, и баржи были у причала, мне сразу пало в глаза, зачем ходит человек с аппаратом около баржи. Когда музей переехал на Воронина, я сразу узнал на фотографиях свое судно. Я сразу из трех баржей облюбовал 25 палубную. Она моя в первый рейс делала Глинники, где в то время был завод. Грузили тачками. Потом ездили на Солзу, там для испытания требовался для стройки песок. Из Солзы возили шпалы до конца навигации.

2. Новые баржи для Судостроя

В конце мая из Вологодской области Тотьмы прибыло 4 баржи: две палубных, и две открытые по 500 тонн грузоподъемности. А до этого были Северолеские плашкоуты, но на них нельзя было возить кирпич. И когда на Глинниках построили завод, то на больших 500-тонных до 105 тысяч кирпичей и на маленьких до 50 тысяч кирпичей возили. Несмотря что корытки узкие, сухая вода и мелкие. Но водили только на прибылой воде и были такие случаи, что закрывали ход судам. Но это редко было, и капитаны успевали пройти благополучно.

3. Буксиры на строительстве

Я знаю, какие буксиры пароходы были в 1937 году: «Док», «Батопорт», «Слип», потом дали им номера 3, 5, 6. Но еще были в те времена катера буксирные и подтвердит вам это капитан Митрушин Иван Иванович.

4. Воспоминание № 2 о работе в СУРПе

Я с 1931 по 1937 год работал две навигации кочегаром на пароходах и остальное время шкипером на сухогрузных баржах. Предпоследнюю зиму по договору работал в своей деревне, где и получилась неприятность. Во время рабочего дня в обед ко мне приходят капитан катера Сурин и два брата Ермолаевы, тоже работники СУРПа и стали меня просить, чтобы угостил их вином, но я отказался покупать вино. И они после написали начальнику пристани Пинега на меня кляузную жалобу и начальник Баев В.С. сразу меня уволил с работы. Но я написал В Архангельск начальнику по охране труда, ответ я получил, чтобы меня восстановили на работе и выплатили вынужденные прогулы. Но начальник Баев Л.С. отказал в работе, также платить за прогулы. Я передал в районный суд, тот решил восстановить на работу и оплатить прогул из своей зарплаты. Начальник подал кассационную жалобу инспектору охраны труда, ответ ему дали — восстановить на работу и оплатить прогулы. За прогул мне выплатили, а на работу отказали.

5. Баржи с Пинеги для Судостроя

В 1937 году по заказу Судостроя на Пинеге было построено три баржи деревянные, и уполномоченный Судостроя направил меня на эти баржи как проводника. За пароходом- буксиром баржи привели на Архангельский рейд. На одну баржу послали шкипера, а две баржи еще были под охраной моей, а со мной жена и дочка – школьница. Я жену и дочь оставил на баржах, а сам поехал на Судострой, чтобы оформиться. Но меня сразу вернули обратно, потому что баржи были поставлены на Левом берегу под погрузку товаров. И поэтому я работал более месяца без оформления, оформили меня только в июне месяце 1937 года. Лето плавал на барже № 25, зиму работал с бригадой на подъемке плашкоутов.

6. Подготовка судов к навигации

В апреле меня назначили на подпарку судов, работа самая ответственная и очень трудная. Плашкоут обставляли кругом щитами и под плашкоутом на жаровнях разжигали огонь. И надо жаровни было таскать, менять места, чтобы не подгорело дно плашкоута. И кроме того, еще во время прилива водаподходит под баржи и по колено в воде, согнувшись и в дыму надо на жаровни подкладывать дрова. И такая работа с 6 часов вечера до 8 часов утра. В 8 часов бригада конопатчиков сразу начинает конопатку. Быстро всю работу выполнили. После этого приходит на рабочее место, где я работал парторг Ожиганова и меня не предупредил, я хотя бы помылся и переоделся. А то пришел в кинотеатр во всем рабочем, мне фотограф одел свой пиджак и надел галстук, в таком положении и сняли мой портрет на доску почета 1938 года на 1 мая.

В 1938 году меня перевели на большую баржу грузоподъемностью 500 тонн, палубная. Возили для стройки кирпич с Глинников не менее 100 тысяч за рейс. Нагрузили по вине Гликштейна, баржа затонула и погибла.

1970-е годы

Причал первого участка. 1937

4. Воспоминание № 2 о работе в СУРПе

Я с 1931 по 1937 год работал две навигации кочегаром на пароходах и остальное время шкипером на сухогрузных баржах. Предпоследнюю зиму по договору работал в своей деревне, где и получилась неприятность. Во время рабочего дня в обед ко мне приходят капитан катера Сурин и два брата Ермолаевы, тоже работники СУРПа и стали меня просить, чтобы угостил их вином, но я отказался покупать вино. И они после написали начальнику пристани Пинега на меня кляузную жалобу и начальник Баев В.С. сразу меня уволил с работы. Но я написал В Архангельск начальнику по охране труда, ответ я получил, чтобы меня восстановили на работе и выплатили вынужденные прогулы. Но начальник Баев Л.С. отказал в работе, также платить за прогулы. Я передал в районный суд, тот решил восстановить на работу и оплатить прогул из своей зарплаты. Начальник подал кассационную жалобу инспектору охраны труда, ответ ему дали — восстановить на работу и оплатить прогулы. За прогул мне выплатили, а на работу отказали.

5. Баржи с Пинеги для Судостроя

В 1937 году по заказу Судостроя на Пинеге было построено три баржи деревянные, и уполномоченный Судостроя направил меня на эти баржи как проводника. За пароходом- буксиром баржи привели на Архангельский рейд. На одну баржу послали шкипера, а две баржи еще были под охраной моей, а со мной жена и дочка – школьница. Я жену и дочь оставил на баржах, а сам поехал на Судострой, чтобы оформиться. Но меня сразу вернули обратно, потому что баржи были поставлены на Левом берегу под погрузку товаров. И поэтому я работал более месяца без оформления, оформили меня только в июне месяце 1937 года. Лето плавал на барже № 25, зиму работал с бригадой на подъемке плашкоутов.

6. Подготовка судов к навигации

В апреле меня назначили на подпарку судов, работа самая ответственная и очень трудная. Плашкоут обставляли кругом щитами и под плашкоутом на жаровнях разжигали огонь. И надо жаровни было таскать, менять места, чтобы не подгорело дно плашкоута. И кроме того, еще во время прилива водаподходит под баржи и по колено в воде, согнувшись и в дыму надо на жаровни подкладывать дрова. И такая работа с 6 часов вечера до 8 часов утра. В 8 часов бригада конопатчиков сразу начинает конопатку. Быстро всю работу выполнили. После этого приходит на рабочее место, где я работал парторг Ожиганова и меня не предупредил, я хотя бы помылся и переоделся. А то пришел в кинотеатр во всем рабочем, мне фотограф одел свой пиджак и надел галстук, в таком положении и сняли мой портрет на доску почета 1938 года на 1 мая.

В 1938 году меня перевели на большую баржу грузоподъемностью 500 тонн, палубная. Возили для стройки кирпич с Глинников не менее 100 тысяч за рейс. Нагрузили по вине Гликштейна, баржа затонула и погибла.

1970-е годы

Причал первого участка. 1937

Титов Иосиф Никанорович

Титов Иосиф Никанорович (1902 — ?). Образование начальное, профессия – шкипер. Работал на баржах на строительстве города. В войну в 1942 году был переведен в цехе 22 судостроительного завода № 402 в должности шкипера. Летом плавал на баржах, зимой осуществлял ремонт судов. В 1946 году переведен береговым боцманом, затем опять шкипером. В 1962 году ушел на пенсию.

Источники

СГКМ КП 337/8. Воспоминания Титова И.Н.

Похожие статьи

Титов Иосиф Никанорович

Титов Иосиф Никанорович (1902 — ?). Образование начальное, профессия – шкипер. Работал на баржах на строительстве города. В войну в 1942 году был переведен в цехе 22 судостроительного завода № 402 в должности шкипера. Летом плавал на баржах, зимой осуществлял ремонт судов. В 1946 году переведен береговым боцманом, затем опять шкипером. В 1962 году ушел на пенсию.

Источники

СГКМ КП 337/8. Воспоминания Титова И.Н.

Похожие статьи