Машинист паровоза

Рассказ слесаря локомотивного депо Бушуева о ветеране-железнодорожнике Федоре Сергеевиче Зиновьеве

Строительство железной дороги Исакогорка — Никольское устье. 1937 г.

1. Местами шпалы тонули в болоте.

Начиналось строительство от станции Исакогорка до Никольского устья. В том далеком 1936 году зашел в отдел кадров конторы «Желдорстрой», которая была в Исакогорке, с правами помощника машиниста Федор Сергеевич Зиновьев.

Зиновьев видел, какие трудности испытывали путейцы при строительстве железнодорожной ветки. Местами шпалы тонули в болоте. Приходилось делать клетки из шпал и засыпать их песком. Федор Сергеевич – помощник машиниста – поставлял для строителей составы с песком, шпалами, рельсами.

2. Пошли первые поезда.

В 1937 году пошли до Никольского устья первые рабочие поезда. Вскоре Зиновьев успешно сдал на права машиниста, переехал из Исакогорки в Северодвинск и стал самостоятельно водить составы. Всю войну он доставлял грузы оборонного значения. За это награжден медалями «За оборону Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

— Бывало, — вспоминает Федор Сергеевич, — ведешь состав, а пару не хватает. Угля-то не было, приходилось топить сырыми дровами….

Выгрузка стройматериалов при строительстве железной дороги из Исакогорки в Никольское устье. 1936 г.

3. Героизм.

Какая физическая выносливость требовалась в ту пору, чтобы доставить состав по назначению! А работали железнодорожники сутками. Сколько Зиновьев перевез составов, просто не сосчитать!

Был случай, который он запомнил на всю жизнь. Как-то ночью, когда выполнял Федор Сергеевич маневровую работу на станции, вдруг случилась поломка. Пришлось поставить локомотив на ремонт. Но слесари должны были придти только утром. И Зиновьев решил, не дожидаясь их, устранить неисправность. Вместе с помощником Иваном Бараздиным он выпустил весь пар из котла, вскрыл крышку сухопарника…

Случилось это зимой. Ремонтировать пришлось на улице. Вымокли оба, но поломку исправили. К утру паровоз уже был на парах. Слесари и начальник депо удивились, что Зиновьев с помощником сумели быстро сделать такой ответственный ремонт.

Федор Сергеевич свой опыт всегда передавал молодым помощникам, учил их правильно работать на локомотиве. Довелось быть под началом Зиновьева и мне. Помню, как-то во время чистки топки уронил я почти весь огонь вместе со шлаком в поддувало. Крепкого нагоняя дал мне машинист. Но помог разжечь огонь в топке.

В 1960 году Федору Сергеевичу пришлось расстаться с паровозом: ушел машинист на заслуженный отдых.

1977 год

Машинист паровоза

Рассказ слесаря локомотивного депо Бушуева о ветеране-железнодорожнике Федоре Сергеевиче Зиновьеве

Строительство железной дороги Исакогорка — Никольское устье. 1937 г.

1. Местами шпалы тонули в болоте.

Начиналось строительство от станции Исакогорка до Никольского устья. В том далеком 1936 году зашел в отдел кадров конторы «Желдорстрой», которая была в Исакогорке, с правами помощника машиниста Федор Сергеевич Зиновьев.

Зиновьев видел, какие трудности испытывали путейцы при строительстве железнодорожной ветки. Местами шпалы тонули в болоте. Приходилось делать клетки из шпал и засыпать их песком. Федор Сергеевич – помощник машиниста – поставлял для строителей составы с песком, шпалами, рельсами.

2. Пошли первые поезда.

В 1937 году пошли до Никольского устья первые рабочие поезда. Вскоре Зиновьев успешно сдал на права машиниста, переехал из Исакогорки в Северодвинск и стал самостоятельно водить составы. Всю войну он доставлял грузы оборонного значения. За это награжден медалями «За оборону Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

— Бывало, — вспоминает Федор Сергеевич, — ведешь состав, а пару не хватает. Угля-то не было, приходилось топить сырыми дровами….

Выгрузка стройматериалов при строительстве железной дороги из Исакогорки в Никольское устье. 1936 г.

3. Героизм.

Какая физическая выносливость требовалась в ту пору, чтобы доставить состав по назначению! А работали железнодорожники сутками. Сколько Зиновьев перевез составов, просто не сосчитать!

Был случай, который он запомнил на всю жизнь. Как-то ночью, когда выполнял Федор Сергеевич маневровую работу на станции, вдруг случилась поломка. Пришлось поставить локомотив на ремонт. Но слесари должны были придти только утром. И Зиновьев решил, не дожидаясь их, устранить неисправность. Вместе с помощником Иваном Бараздиным он выпустил весь пар из котла, вскрыл крышку сухопарника…

Случилось это зимой. Ремонтировать пришлось на улице. Вымокли оба, но поломку исправили. К утру паровоз уже был на парах. Слесари и начальник депо удивились, что Зиновьев с помощником сумели быстро сделать такой ответственный ремонт.

Федор Сергеевич свой опыт всегда передавал молодым помощникам, учил их правильно работать на локомотиве. Довелось быть под началом Зиновьева и мне. Помню, как-то во время чистки топки уронил я почти весь огонь вместе со шлаком в поддувало. Крепкого нагоняя дал мне машинист. Но помог разжечь огонь в топке.

В 1960 году Федору Сергеевичу пришлось расстаться с паровозом: ушел машинист на заслуженный отдых.

1977 год

Источники

Бушуев Н. слесарь локомотивного депо. Машинист паровоза // Северный рабочий, — 9 декабря, 1977 г. (№ 245), с.3

Похожие статьи

Источники

Бушуев Н. слесарь локомотивного депо. Машинист паровоза // Северный рабочий, — 9 декабря, 1977 г. (№ 245), с.3

Похожие статьи