Город моего детства

Воспоминания ветерана из рубрики газеты «Северный рабочий» «Они были первыми»

Л.А. Глотова (крайняя слева) на открытии памятника первостроителям. Август 1978 г.

1. Первое лето строительства.

Лето 1936 года.

Первые строители, приехавшие к Николо-Корельскому монастырю, возможно, помнят девочку восьми лет. Она должна была с осени 1936 года идти в первый класс. Это моя сестренка Аля. Она, по существу, оказалась первым ребенком на стройке. Ее привез с собой отец, который до этого работал в Архангельске.

Аля жила вместе с отцом в палатке, пока было тепло, затем, когда похолодало,  — в отремонтрированном монастыре. А когда построили первые два барака на будущем Беломорском проспекте, им дали комнату.

Аля делила все тяготы и неудобства жизни, какие бывают всегда на необжитых местах. Отец работал, сестренка, «вольный казак», находила сама себе занятия.

Отец мой, Павел Ефимович Тряпицын, родом из Карпоголя, где его родственники и предки плотничали. Поэтому он попал на новостройку.

Мама, я и братишка Толя в то лето гостили в Харовском районе Вологодской области. Когда наступила очень и начался учебный год, мне пришлось идти в школу в четвертый класс в деревне, так как школа на стройке еще не была готова.

2. Мы собираемся к папе.

В ноябре мы вернулись в Архангельск, собрали пожитки, сложили на большие санки, сверху посадили закутанного братишку и двинулись в путь.

Расстояние от Архангельска до монастыря, то есть до нашегонового местожительства, мы проделали за трое суток. Две ночи провели в избах, спали на печах. Наконец, путешествие наше закончилось, и мы прибыли к отцу с сестренкой.

Школа все еще была не готова, и мы, детвора, обследовали (где нам было не запрещено) объекты строительства.

3. Каким мне запомнился Судострой.

«Гидом», конечно, была моя вездесущая сестренка Аля. Бегали к елкам, которые долго стояли на площади у монастыря, катались на санках с болшой горки, сделанной у первой проходной. С этой горки катались не только дети, но и взрослые. Они затаскивали большие сани и, усевшись, более десяти человек – «куча мала», летели «с ветерком».

Жизнь на стройке кипела. Вскоре открылась первая школа у монастыря, в одном здании с рабочим клубом. Мы пошли в нее. Сестренка с большим опозданием в первый класс, а я с разрывом в учебе – в четвертый. Но зато с сентября 1937 года открылась школа №1.

В учебном же здании у монастыря начали учиться около двадцати ребят. Потом постепенно почти каждый день прибывали ученики разных классов, и учебный год заканчивали так, что на майский праздник нас собралась своя особая колонна.

Демонстрация проходила в солнечный день. Вместо обычной трибуны на площади ,около монастыря, стоял деревянный крейсер «Аврора», сооруженный бригадой плотников специально к демонстрации. В школе в марте 1937 года был создан первый пионерский отряд, организатором которого являлся Николай Александрович Чертополохов, а председателем совета этого отряда стал Кося Варфоломеев.

Дома росли быстро, но жилья не хватало, его требовалось все больше и больше. Отец рано уходил на работу и поздно приходил, мама «создавала» в двенадцатиметровой комнате уют, как могла.

4. О больницах.

Отец весной простудился и заболел. Его положили в больницу (это бвло небольшое сооружение рядом с монастырем). Туда мы ходили навещать отца.

Позднее комплекс медицинских учреждений разместили в зданиях по Беломорскому проспекту, напротив столовой № 1: роддом, рядом – детское отделение, тут же, в особом здании – зубоврачебный кабинет.

Чуть поодаль, ближе к рынку, в двух бараках разместилась поликлиника. Позже еще была открыта больница на Северной улице, напротив управления строительства.

5. Культурный отдых.

Много работали на стройке люди. Но и тогда их тянуло к культурному отдыху. После рабочего клуба у монастыря летом 1937 года был выстроен первый театр мест на 500, его считали летним. Первый фильм показывали в нем «Петр Первый», затем «Цирк». Приезжали артисты и ставили, кроме оперетт для взрослых, спектакли для детей. Я их очень хорошо запомнила: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят».

В этом театре и около него проходили также спортивные игры и другие мероприятия. Здесь после возвращения из пионерского лагеря фотографировали наши спортивные пирамиды.

К сожалению, этот первый театр прослужил немного. Скорел он ночью, а утром мы видели таявший дым над пепелищем. После него был также быстро построен театр на Советской улице.

Он оказался «долгожителем», в нем ставилось много спектаклей, концертов, была уже своя труппа. В театре проходил большой смотр художественной самодеятельности 1939 года. вскоре был построен на Республиканской улице клуб строителей. .

Были и другие очаги культуры. Это – каток за столовой №1 (по левой стороне большой дороги от Беломорского проспекта к монастырю). Каток действовал в зимнее время в 1937-1940 годах. Стадион на Северной улице (ныне улица Торцева). За ним стояла большая, крытая, со сценой для оркестра танцевальная площадка.

Зимой с 1937 года танцы проводили в рабочем клубе у монастыря, а позже – в новом клубе строителей.

6. Вечерние традиции.

Вечерами в городе устраивали своеобразные гулянья по новым, только что выстроенным улицам. В тихие, ясные вечера после работы люди выходили на деревянные мостовые и медленно гуляли, пели под гармошку, отмахивались зелеными ветками от комаров. Такой мне запомнилась Индустриальная улица. Ее еще назвали «Харовская». Прозвали так потому, что эту улицу строили, в основном, рабочие, прибывшие из Харовского района Вологодской области.

7. Началась война.

22 июня 1941 года у Дома Советов на Советской улице стояли люди и слушали сообщение о начале войны. Я видела потемневшие лица людей, и еще не полностью сознавая, сердцем чувствовала предстоящую беду.

С первых дней после нападения фашистов наш город встал на военные рельсы. Мужчины уходили на фронт, население после работы строили бомбоубежища.

Мама с начала войны стала работать, шила обмундирование для фронта. Сестренка Аля в 1943 году пошла работать.

В нашей стране много было починов, больших начинаний в разное время. они касались не только мужчин, но и женщин, которые брались и осваивали, казалось бы совсем неженскую работу.

Был такой скромный почин и у нас в городе.

8. Девушек – на автомобиль!

С началом войны весь водительский состав за небольшим исключением, призвали на фронт. Остались автомашины, непригодные к эксплуатации. Их нужно было ремонтировать. Из трех-пяти автомашин неисправных необходимо было собрать хотя бы одну. Но кому это  делать? Вот, в последних числах июня 1941 года и объявили набор девушек и женщин на краткосрочные курсы шоферов.

Когда я пришла в отдел кадров управления строительства с заявлением, то получила отказ, так как мне исполнилось только 16 лет. Я пошла к руководителям управления. Они мне тоже отказали. И тут я заявила, что уж если меня на фронт не взяли (а я уже ходила в горком комсомола, где меня спросили про рост и семейные обстоятельства и вернули домой), то на шофера-то я могу выучиться.

Начальник вызвал кадровика и спросил, нельзя ли меня, как исключение, принять на курсы? Кадровик, немолодая блондинка, выразила опасение: «Подумайте, только, мало того, что несовершеннолетняя, так ведь ростом-то она мала, ей же и до педалей не достать».

Начальник, видя появившиеся слезы у меня на глазах, сказал: «Ничего, пока курсы закончит, потом ремонтные работы пройдет со стажировкой, да пока машина ей найдется, глядишь, и совершеннолетней станет. А там и война кончится. Ну как, сделаем исключение для (он заглянул в мое заявление) Лиды?»

Кадровик вздохнула, взяла у него мое заявление с положительной резолюцией и пошла оформлять меня на курсы.

9. Рабочие будни.

Дома мама всплеснула руками:

— С ума сошла, какой из тебя шофер? Людей ведь передавишь!

На курсах нас было около ста девушек, самой молодой и маленькой по росту оказалась я. Разделили нас на две группы. Училась я с удовольствием.

На «учебной» мы ездили подальше от пешеходов, часто по деревянному мосту на Ягры, в сторону автопарка и по другим дорогам. Все они были деревянные, «стучали» незакрепленные брусья под колесами, что не всегда безопасно.

В сентябре курсы мы окончили. Нас всех направили в автопарк на ремонтные работы. Слово «несовершеннолетние» уже не произносилось. Работали мы все по 10-12 часов, без выходных и праздников. Всюду на видных местах висели лозунги: «Все для фронта, все для победы над врагом!». Мои ровесницы в это время быстро повзрослели.

10. Случай на работе.

Большинство женщин и девушек, окончивших те краткосрочные курсы шоферов, начинали работать на машинах. Через два месяца и мне разрешили самостоятельно сесть за руль. Дали машину – маленький самосвал. Определили задание: возить гравий и песок.

Что это была за машина? Я сама удивлялась, как она могла передвигаться.

Когда мне выписали первую путевку, механик автоколонны «посоветовал» ездить осторожно, так кА, хотя машина и железная, но держится, мол, на честном слове.

Ездила я на ней около месяца, пока не приключилось вот что. Переезжая через железнодорожную линию, машина остановилась. А тут, как назло, паровоз вынырнул.

Я едва успела отвести от линии машину. Мимо прогрохотал паровоз. Машинист высунулся из окна, наклонившись почти над самой кабиной моего самосвальчика, что-то кричал, и грозил кулаком.

Я упала головой на руль и навзрыд заплакала. Кто-то прикоснулся к моим косичкам. Я подняла голову. Возле кабины стояли два пожилых рабочих с усталыми запачканными лицами. Один из них сказал: «Ничего, дочка, кончится война, и будут у нас хорошие машины. А мы позвоним в автопарк, чтобы эту машину больше не выпускали».

Не желая привлекать внимание прохожих, я потянулась за «родной» заводной  ручкой. Последние слова отошедших рабочих я услышала: «Кто посадил ее за эту машину? Ведь совсем еще ребенок».

11. Шел второй год войны.

Шел второй год войны. Мой еще не окрепший организм не выдержал. Я заболела цингой (этой болезнью тогда болели многие). Врачи выписали коричневый порошок – витамин С, на работе дали дополнительные талоны на питание в столовой №1. Постоянно больные пили зеленый настой из хвои.

В январе 1943 года от цинги я избавилась, но на машине мне больше не суждено было работать. Автомобили автопарка срочно эвакуировали на Урал.

Удостоверение шофера, память того скромного почина нашего северного городка, я сохранила как реликвию.

Время идет. Все меньше и меньше остается людей, строивших наш город. В.И.Стахов в своей книге «Двинские дали» очень хорошо высказался: «… С каждым годом все дальше и дальше удаляются от нас времена индустриализации Севера, годины великих битв с фашистским нашествием. Поиски материалов с каждым годом становятся трудней. Надо спешить. Время неумолимо и к жизни, и к памяти людской…».

Надо спешить. И вот мне захотелось рассказать о тех давних годах.

Схема Глотовой, изобразившей район пересечения Архангельского и Беломорского проспектов

Пионер – значит первый!

Из воспоминаний Лидии Алексеевны Глотовой
о первых пионерах
в поселке Судострой

Л.А. Глотова (крайняя слева) на открытии памятника первостроителям. Август 1978 г.

1. Первое лето строительства.

Лето 1936 года.

Первые строители, приехавшие к Николо-Корельскому монастырю, возможно, помнят девочку восьми лет. Она должна была с осени 1936 года идти в первый класс. Это моя сестренка Аля. Она, по существу, оказалась первым ребенком на стройке. Ее привез с собой отец, который до этого работал в Архангельске.

Аля жила вместе с отцом в палатке, пока было тепло, затем, когда похолодало,  — в отремонтрированном монастыре. А когда построили первые два барака на будущем Беломорском проспекте, им дали комнату.

Аля делила все тяготы и неудобства жизни, какие бывают всегда на необжитых местах. Отец работал, сестренка, «вольный казак», находила сама себе занятия.

Отец мой, Павел Ефимович Тряпицын, родом из Карпоголя, где его родственники и предки плотничали. Поэтому он попал на новостройку.

Мама, я и братишка Толя в то лето гостили в Харовском районе Вологодской области. Когда наступила очень и начался учебный год, мне пришлось идти в школу в четвертый класс в деревне, так как школа на стройке еще не была готова.

2. Мы собираемся к папе.

В ноябре мы вернулись в Архангельск, собрали пожитки, сложили на большие санки, сверху посадили закутанного братишку и двинулись в путь.

Расстояние от Архангельска до монастыря, то есть до нашегонового местожительства, мы проделали за трое суток. Две ночи провели в избах, спали на печах. Наконец, путешествие наше закончилось, и мы прибыли к отцу с сестренкой.

Школа все еще была не готова, и мы, детвора, обследовали (где нам было не запрещено) объекты строительства.

3. Каким мне запомнился Судострой.

«Гидом», конечно, была моя вездесущая сестренка Аля. Бегали к елкам, которые долго стояли на площади у монастыря, катались на санках с болшой горки, сделанной у первой проходной. С этой горки катались не только дети, но и взрослые. Они затаскивали большие сани и, усевшись, более десяти человек – «куча мала», летели «с ветерком».

Жизнь на стройке кипела. Вскоре открылась первая школа у монастыря, в одном здании с рабочим клубом. Мы пошли в нее. Сестренка с большим опозданием в первый класс, а я с разрывом в учебе – в четвертый. Но зато с сентября 1937 года открылась школа №1.

В учебном же здании у монастыря начали учиться около двадцати ребят. Потом постепенно почти каждый день прибывали ученики разных классов, и учебный год заканчивали так, что на майский праздник нас собралась своя особая колонна.

Демонстрация проходила в солнечный день. Вместо обычной трибуны на площади ,около монастыря, стоял деревянный крейсер «Аврора», сооруженный бригадой плотников специально к демонстрации. В школе в марте 1937 года был создан первый пионерский отряд, организатором которого являлся Николай Александрович Чертополохов, а председателем совета этого отряда стал Кося Варфоломеев.

Дома росли быстро, но жилья не хватало, его требовалось все больше и больше. Отец рано уходил на работу и поздно приходил, мама «создавала» в двенадцатиметровой комнате уют, как могла.

4. О больницах.

Отец весной простудился и заболел. Его положили в больницу (это бвло небольшое сооружение рядом с монастырем). Туда мы ходили навещать отца.

Позднее комплекс медицинских учреждений разместили в зданиях по Беломорскому проспекту, напротив столовой № 1: роддом, рядом – детское отделение, тут же, в особом здании – зубоврачебный кабинет.

Чуть поодаль, ближе к рынку, в двух бараках разместилась поликлиника. Позже еще была открыта больница на Северной улице, напротив управления строительства.

5. Культурный отдых.

Много работали на стройке люди. Но и тогда их тянуло к культурному отдыху. После рабочего клуба у монастыря летом 1937 года был выстроен первый театр мест на 500, его считали летним. Первый фильм показывали в нем «Петр Первый», затем «Цирк». Приезжали артисты и ставили, кроме оперетт для взрослых, спектакли для детей. Я их очень хорошо запомнила: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят».

В этом театре и около него проходили также спортивные игры и другие мероприятия. Здесь после возвращения из пионерского лагеря фотографировали наши спортивные пирамиды.

К сожалению, этот первый театр прослужил немного. Скорел он ночью, а утром мы видели таявший дым над пепелищем. После него был также быстро построен театр на Советской улице.

Он оказался «долгожителем», в нем ставилось много спектаклей, концертов, была уже своя труппа. В театре проходил большой смотр художественной самодеятельности 1939 года. вскоре был построен на Республиканской улице клуб строителей. .

Были и другие очаги культуры. Это – каток за столовой №1 (по левой стороне большой дороги от Беломорского проспекта к монастырю). Каток действовал в зимнее время в 1937-1940 годах. Стадион на Северной улице (ныне улица Торцева). За ним стояла большая, крытая, со сценой для оркестра танцевальная площадка.

Зимой с 1937 года танцы проводили в рабочем клубе у монастыря, а позже – в новом клубе строителей.

6. Вечерние традиции.

Вечерами в городе устраивали своеобразные гулянья по новым, только что выстроенным улицам. В тихие, ясные вечера после работы люди выходили на деревянные мостовые и медленно гуляли, пели под гармошку, отмахивались зелеными ветками от комаров. Такой мне запомнилась Индустриальная улица. Ее еще назвали «Харовская». Прозвали так потому, что эту улицу строили, в основном, рабочие, прибывшие из Харовского района Вологодской области.

7. Началась война.

22 июня 1941 года у Дома Советов на Советской улице стояли люди и слушали сообщение о начале войны. Я видела потемневшие лица людей, и еще не полностью сознавая, сердцем чувствовала предстоящую беду.

С первых дней после нападения фашистов наш город встал на военные рельсы. Мужчины уходили на фронт, население после работы строили бомбоубежища.

Мама с начала войны стала работать, шила обмундирование для фронта. Сестренка Аля в 1943 году пошла работать.

В нашей стране много было починов, больших начинаний в разное время. они касались не только мужчин, но и женщин, которые брались и осваивали, казалось бы совсем неженскую работу.

Был такой скромный почин и у нас в городе.

8. Девушек – на автомобиль!

С началом войны весь водительский состав за небольшим исключением, призвали на фронт. Остались автомашины, непригодные к эксплуатации. Их нужно было ремонтировать. Из трех-пяти автомашин неисправных необходимо было собрать хотя бы одну. Но кому это  делать? Вот, в последних числах июня 1941 года и объявили набор девушек и женщин на краткосрочные курсы шоферов.

Когда я пришла в отдел кадров управления строительства с заявлением, то получила отказ, так как мне исполнилось только 16 лет. Я пошла к руководителям управления. Они мне тоже отказали. И тут я заявила, что уж если меня на фронт не взяли (а я уже ходила в горком комсомола, где меня спросили про рост и семейные обстоятельства и вернули домой), то на шофера-то я могу выучиться.

Начальник вызвал кадровика и спросил, нельзя ли меня, как исключение, принять на курсы? Кадровик, немолодая блондинка, выразила опасение: «Подумайте, только, мало того, что несовершеннолетняя, так ведь ростом-то она мала, ей же и до педалей не достать».

Начальник, видя появившиеся слезы у меня на глазах, сказал: «Ничего, пока курсы закончит, потом ремонтные работы пройдет со стажировкой, да пока машина ей найдется, глядишь, и совершеннолетней станет. А там и война кончится. Ну как, сделаем исключение для (он заглянул в мое заявление) Лиды?»

Кадровик вздохнула, взяла у него мое заявление с положительной резолюцией и пошла оформлять меня на курсы.

9. Рабочие будни.

Дома мама всплеснула руками:

— С ума сошла, какой из тебя шофер? Людей ведь передавишь!

На курсах нас было около ста девушек, самой молодой и маленькой по росту оказалась я. Разделили нас на две группы. Училась я с удовольствием.

На «учебной» мы ездили подальше от пешеходов, часто по деревянному мосту на Ягры, в сторону автопарка и по другим дорогам. Все они были деревянные, «стучали» незакрепленные брусья под колесами, что не всегда безопасно.

В сентябре курсы мы окончили. Нас всех направили в автопарк на ремонтные работы. Слово «несовершеннолетние» уже не произносилось. Работали мы все по 10-12 часов, без выходных и праздников. Всюду на видных местах висели лозунги: «Все для фронта, все для победы над врагом!». Мои ровесницы в это время быстро повзрослели.

10. Случай на работе.

Большинство женщин и девушек, окончивших те краткосрочные курсы шоферов, начинали работать на машинах. Через два месяца и мне разрешили самостоятельно сесть за руль. Дали машину – маленький самосвал. Определили задание: возить гравий и песок.

Что это была за машина? Я сама удивлялась, как она могла передвигаться.

Когда мне выписали первую путевку, механик автоколонны «посоветовал» ездить осторожно, так кА, хотя машина и железная, но держится, мол, на честном слове.

Ездила я на ней около месяца, пока не приключилось вот что. Переезжая через железнодорожную линию, машина остановилась. А тут, как назло, паровоз вынырнул.

Я едва успела отвести от линии машину. Мимо прогрохотал паровоз. Машинист высунулся из окна, наклонившись почти над самой кабиной моего самосвальчика, что-то кричал, и грозил кулаком.

Я упала головой на руль и навзрыд заплакала. Кто-то прикоснулся к моим косичкам. Я подняла голову. Возле кабины стояли два пожилых рабочих с усталыми запачканными лицами. Один из них сказал: «Ничего, дочка, кончится война, и будут у нас хорошие машины. А мы позвоним в автопарк, чтобы эту машину больше не выпускали».

Не желая привлекать внимание прохожих, я потянулась за «родной» заводной  ручкой. Последние слова отошедших рабочих я услышала: «Кто посадил ее за эту машину? Ведь совсем еще ребенок».

11. Шел второй год войны.

Шел второй год войны. Мой еще не окрепший организм не выдержал. Я заболела цингой (этой болезнью тогда болели многие). Врачи выписали коричневый порошок – витамин С, на работе дали дополнительные талоны на питание в столовой №1. Постоянно больные пили зеленый настой из хвои.

В январе 1943 года от цинги я избавилась, но на машине мне больше не суждено было работать. Автомобили автопарка срочно эвакуировали на Урал.

Удостоверение шофера, память того скромного почина нашего северного городка, я сохранила как реликвию.

Время идет. Все меньше и меньше остается людей, строивших наш город. В.И.Стахов в своей книге «Двинские дали» очень хорошо высказался: «… С каждым годом все дальше и дальше удаляются от нас времена индустриализации Севера, годины великих битв с фашистским нашествием. Поиски материалов с каждым годом становятся трудней. Надо спешить. Время неумолимо и к жизни, и к памяти людской…».

Надо спешить. И вот мне захотелось рассказать о тех давних годах.

Схема Глотовой, изобразившей район пересечения Архангельского и Беломорского проспектов

Глотова Лидия Алексеевна

Родилась в 1924 году в Архангельске. Три класса окончила в архангельской школе, а затем зимой 1937 года вместе с родителями приехала на Судострой, где закончила 4-й класс 1 школы. В марте 1937 года была принята в пионерский отряд. Далее училась в школах № 2,6, 7. Летом 1937 года ездила в пионерский лагерь на теплоходе «Мария Ульянова» по Северной Двине. После 7 класса пришлось оставить школу и пойти работать в библиотеку школы № 7. Во время войны окончила курсы шоферов и работала в автопарке строительства 203. В связи с эвакуацией автопарка на Урал была переведена на СЗДМ № 20, где с 1947 года работала инспектором по кадрам. В 1950 году по семейным обстоятельствам выехала на станцию Кола Мурманской области. Работала в отделе кандалакшского отделения Мурманского военторга. В 1953 году выехал на остров Сахалин, где работала в местной промышленности. С 1965 года работала в аппарате объединения «Сахалинлес» в отделе кадров. С 1946 по 1952 годы состояла в рядах ВЛКСМ, с 1963 года была членом КПСС.

Источники

Глотова Л., ветеран города, г. Южно-Сахалинск. Город моего детства // Северный рабочий. – 21 декабря 1977 г. (№ 253), с. 3

Похожие статьи

Глотова Лидия Алексеевна

Родилась в 1924 году в Архангельске. Три класса окончила в архангельской школе, а затем зимой 1937 года вместе с родителями приехала на Судострой, где закончила 4-й класс 1 школы. В марте 1937 года была принята в пионерский отряд. Далее училась в школах № 2,6, 7. Летом 1937 года ездила в пионерский лагерь на теплоходе «Мария Ульянова» по Северной Двине. После 7 класса пришлось оставить школу и пойти работать в библиотеку школы № 7. Во время войны окончила курсы шоферов и работала в автопарке строительства 203. В связи с эвакуацией автопарка на Урал была переведена на СЗДМ № 20, где с 1947 года работала инспектором по кадрам. В 1950 году по семейным обстоятельствам выехала на станцию Кола Мурманской области. Работала в отделе кандалакшского отделения Мурманского военторга. В 1953 году выехал на остров Сахалин, где работала в местной промышленности. С 1965 года работала в аппарате объединения «Сахалинлес» в отделе кадров. С 1946 по 1952 годы состояла в рядах ВЛКСМ, с 1963 года была членом КПСС.

Источники

Глотова Л., ветеран города, г. Южно-Сахалинск. Город моего детства // Северный рабочий. – 21 декабря 1977 г. (№ 253), с. 3

Похожие статьи