День рождения завода

Воспоминания Попова Михаила Ивановича
о закладке первого корабля

Михаил Иванович Попов. 1940-е годы.

1. Сорок лет тому назад

По-моему, очень трудно описать кульминацию всего, что предшествовало «первой закладке» корабля, событию, которому исполняется 21 декабря 1979 года ровно сорок лет и которое по достоинству может быть отмечено как «сорокалетний юбилей завода № 402 – Северного машиностроительного предприятия».

Во имя «первой закладки» и последующего развития крупнейшего гиганта судостроения, в совершенно безлюдном суровом краю, при жесточайших морозах и пронизывающих северных ветрах, развернулась неслыханная по тем временам стройка.

2. Люди идут на стройку

Начиная с первого рейса колесного парохода «Иван Каляев» в июне месяце 1936 года тысячи и тысячи людей пробирались на «судострой» по болотным пешеходным тропам, по Онежскому тракту, на карбасах и баржах по «корыткам» Никольского рукава Северной Двины, а затем и по только что построенной железной дороге. Они ехали для того, чтобы построить завод и город, и в назначенный Правительством срок, произвести первую закладку корабля.

3. Шум и скрежет земснарядов

Хорошо помню, как подошли в Никольское устье мощные рефулеры «Киров» и «Двина» и с оглушительным скрежетом черпали огромными ковшами морской и речной илистый песок, подавая пульпу по трубам на прибрежные площади острова Ягры и материка, где намечалось возводить завод и город. Вместе с тем «черпалки» прорывали глубоководный канал в морском заливе, спрямляли «корытки». Денно и нощно, покрывали земснаряды болотные топи песчаным грунтом так, чтобы можно было ходить по беломорской земле, как везде, не утопая по колено в болотной жиже.

День рождения завода

Воспоминания Попова Михаила Ивановича
о закладке первого корабля

Руководители Молотовска на трибуне во время первомайской демонстрации 1948 г. У микрофона М.И. Попов

1. Сорок лет тому назад

По-моему, очень трудно описать кульминацию всего, что предшествовало «первой закладке» корабля, событию, которому исполняется 21 декабря 1979 года ровно сорок лет и которое по достоинству может быть отмечено как «сорокалетний юбилей завода № 402 – Северного машиностроительного предприятия».

Во имя «первой закладки» и последующего развития крупнейшего гиганта судостроения, в совершенно безлюдном суровом краю, при жесточайших морозах и пронизывающих северных ветрах, развернулась неслыханная по тем временам стройка.

2. Люди идут на стройку

Начиная с первого рейса колесного парохода «Иван Каляев» в июне месяце 1936 года тысячи и тысячи людей пробирались на «судострой» по болотным пешеходным тропам, по Онежскому тракту, на карбасах и баржах по «корыткам» Никольского рукава Северной Двины, а затем и по только что построенной железной дороге. Они ехали для того, чтобы построить завод и город, и в назначенный Правительством срок, произвести первую закладку корабля.

3. Шум и скрежет земснарядов

Хорошо помню, как подошли в Никольское устье мощные рефулеры «Киров» и «Двина» и с оглушительным скрежетом черпали огромными ковшами морской и речной илистый песок, подавая пульпу по трубам на прибрежные площади острова Ягры и материка, где намечалось возводить завод и город. Вместе с тем «черпалки» прорывали глубоководный канал в морском заливе, спрямляли «корытки». Денно и нощно, покрывали земснаряды болотные топи песчаным грунтом так, чтобы можно было ходить по беломорской земле, как везде, не утопая по колено в болотной жиже.

4. Первые палатки, первые дороги, первые причалы

Поставив первые палатки у средневековых каменных стен бывшего Никольского монастыря, строители начинали рубить топорами первые бараки, прокладывать первые сланевые дороги по болоту. Вручную забивали сваи под настил первого деревянного причала, который возвышался над гладью прибрежной приливной волны, оставляющей после очередного отлива множество ракушек и светящуюся няшу. К этому первому причалу и стали швартоваться буксиры и баржи, доставляя на новостройку людей и выгружая на причал массу всевозможных грузов.

5. Электрификация. Железная дорога. Мост на Ягры

Устанавливались первые «движки», «паровички», чтобы дать минимум электроэнергии. Затем появился «Энергопоезд» и была задействована линия электропередачи на Архангельск, протянутая по топким болотам, а также линия связи. Уже в 1938 году первопроохдцы-строители услышали первый пронзительный гудок паровоза, возвестивший окрест о начале «новой эры», более или менее регулярной связи и зимой, и летом с городом Архангельском и всей страной. Хотя были случаи, когда железнодорожные вагоны на линии Исакогорка – Северодвинск (Судострой) сваливались в болото из-за просадки грунта в пучину торфяной няши. Для связи с островом Ягры был построен через Никольский рукав Северной Двины длинный-предлинный деревянный мост, о котором знатоки говорили, что он не имеет себе равных во всей Европе.

6. Город Молотовск

Поселок Судострой быстро разрастался, и уже в августе 1938 года он был переименован в город Молотовск областного подчинения. В конце 1939 года, согласно Конституции, был избран Первый Городской Совет депутатов трудящихся и его Исполнительный Комитет во главе с председателем Александром Степановичем Родионовым.

7. Строится завод

За несколько месяцев до «закладки» на плазе, в первом цехе, в пролетах разметки на металле и участке обработки корпусных деталей цеха № 5 вовсю кипела работа. В основном пролете цеха №5 были установлены радиально-сверлильные станки и мощный гидропресс, работала пескоструйка, плита для рихтовки листов и другие производства, вводимые постепенно в эксплуатацию. Над побережьем залива возвышался зубчатый красавец эллинг с двумя доками и наливным бассейном (цех 12-13).

Мощные мостовые краны, медленно передвигаясь, переносили для «закладки» тяжелые детали с железнодорожных платформ и устанавливали их на деревянные кильблоки ДОКа №1. Работали к этому времени другие цеха: №6 – «цинковалка», как его любезно называл Кондратий Семенович Красильников. Цех № 56 – инструментальный, цеха № 13 и 17, разместившиеся в «ремонтном корпусе». Пускались в эксплуатацию цех № 3 с болтозаклепочным и кузнечно-прессовыми участками, цех № 40 – первый механический, как его тогда называли, цех № 2 – . стального литья и многие другие производства.

Руководители Молотовска на трибуне во время первомайской демонстрации 1948 г. У микрофона М.И. Попов

4. Первые палатки, первые дороги, первые причалы

Поставив первые палатки у средневековых каменных стен бывшего Никольского монастыря, строители начинали рубить топорами первые бараки, прокладывать первые сланевые дороги по болоту. Вручную забивали сваи под настил первого деревянного причала, который возвышался над гладью прибрежной приливной волны, оставляющей после очередного отлива множество ракушек и светящуюся няшу. К этому первому причалу и стали швартоваться буксиры и баржи, доставляя на новостройку людей и выгружая на причал массу всевозможных грузов.

5. Электрификация. Железная дорога. Мост на Ягры

Устанавливались первые «движки», «паровички», чтобы дать минимум электроэнергии. Затем появился «Энергопоезд» и была задействована линия электропередачи на Архангельск, протянутая по топким болотам, а также линия связи. Уже в 1938 году первопроохдцы-строители услышали первый пронзительный гудок паровоза, возвестивший окрест о начале «новой эры», более или менее регулярной связи и зимой, и летом с городом Архангельском и всей страной. Хотя были случаи, когда железнодорожные вагоны на линии Исакогорка – Северодвинск (Судострой) сваливались в болото из-за просадки грунта в пучину торфяной няши. Для связи с островом Ягры был построен через Никольский рукав Северной Двины длинный-предлинный деревянный мост, о котором знатоки говорили, что он не имеет себе равных во всей Европе.

6. Город Молотовск

Поселок Судострой быстро разрастался, и уже в августе 1938 года он был переименован в город Молотовск областного подчинения. В конце 1939 года, согласно Конституции, был избран Первый Городской Совет депутатов трудящихся и его Исполнительный Комитет во главе с председателем Александром Степановичем Родионовым.

7. Строится завод

За несколько месяцев до «закладки» на плазе, в первом цехе, в пролетах разметки на металле и участке обработки корпусных деталей цеха № 5 вовсю кипела работа. В основном пролете цеха №5 были установлены радиально-сверлильные станки и мощный гидропресс, работала пескоструйка, плита для рихтовки листов и другие производства, вводимые постепенно в эксплуатацию. Над побережьем залива возвышался зубчатый красавец эллинг с двумя доками и наливным бассейном (цех 12-13).

Мощные мостовые краны, медленно передвигаясь, переносили для «закладки» тяжелые детали с железнодорожных платформ и устанавливали их на деревянные кильблоки ДОКа №1. Работали к этому времени другие цеха: №6 – «цинковалка», как его любезно называл Кондратий Семенович Красильников. Цех № 56 – инструментальный, цеха № 13 и 17, разместившиеся в «ремонтном корпусе». Пускались в эксплуатацию цех № 3 с болтозаклепочным и кузнечно-прессовыми участками, цех № 40 – первый механический, как его тогда называли, цех № 2 – . стального литья и многие другие производства.

Руководители Молотовска на трибуне во время первомайской демонстрации 1948 г. У микрофона М.И. Попов

8. Завод и люди

Нельзя не вспомнить о тех, кто обеспечил сооружение красивейших зданий цехов завода, смонтировал по тому времени могучую технику, позволившую начать производственную деятельность завода № 402, обработать на станках и прессах различные по своей конфигурации детали корпуса корабля, стрингеры, шпангоуты и прочие стальные тяжеловесные листы.

Это были первые строители-энтузиасты, руководимые первым начальником «Судостроя», прибывшим из Краматорска, Кирилкиным Иваном Тарасовичем – неутомимым «первопроходцем», любящим простых людей, приехавших на стройку.

Тогда же приехал на площадку парторг ЦК КПСС ленинградец Левыкин Василий. Потом стали «складываться» первичные партийные, комсомольские и другие общественные организации Судостроя. Вместе с Кирилкиным из Архангельска приехал и был избран секретарем первичной парторганизации Окунев Василий Трофимович. Секретарем комсомольской организации стал Гершензон Исаак Львович. Приезжали и другие «пионеры» стройки: медики, портные, финансисты, связисты, торговцы и артисты.

9. Партийное и советское строительство

Было решено образовать оргкомитет Архангельского облисполкома, созвать Первую районную конференцию коммунистов и избрать Райком партии. Этот первый райком возглавил Д.В. Диденко, а затем, когда он был утвержден парторгом ЦК ВКП(б) на заводе № 402, первым секретарем Райкома партии стал Лебедев В.М. Он отчитывался на последней, третьей Райпарткоференции 5 марта 1940 года и был снова избран Первым Секретарем Райкома ВКП(б). Затем, 26 января 1941 года – уже на первой городской партконференции, он делал отчетный доклад «О работе райкома ВКП(б)» и снова был избран, но уже Первым Секретарем Молотовского горкома ВКП(б). На этом посту его заменил в начале войны, в связи с уходом В.М. Лебедева на фронт, Иван Афанасьевич Плюснин.

10. Руководители завода

Кондратий Семенович Красильников, назначенный директором завода № 402, приехал в город в конце 1938 года. С этого времени начала функционировать дирекция строящегося завода № 402. Дирекция занималась подбором кадров и подготовкой производства строящихся цехов. Коммунисты заводоуправления избрали своим первым секретарем первичной организации Плюснина Владимира, брата Ивана Афанасьевича Плюснина.

Владимир Афанасьевич потом избирался в состав ревкомиссии райкома ВКП(б), а во время войны воевал с фашистами в тылу врага в одном из партизанских отрядов, он был хорошим лыжником, и когда приезжал домой на побывку, рассказывал нам с своих походах и боевых делах.

Строится заводской цех. 1939 г.

8. Завод и люди

Нельзя не вспомнить о тех, кто обеспечил сооружение красивейших зданий цехов завода, смонтировал по тому времени могучую технику, позволившую начать производственную деятельность завода № 402, обработать на станках и прессах различные по своей конфигурации детали корпуса корабля, стрингеры, шпангоуты и прочие стальные тяжеловесные листы.

Это были первые строители-энтузиасты, руководимые первым начальником «Судостроя», прибывшим из Краматорска, Кирилкиным Иваном Тарасовичем – неутомимым «первопроходцем», любящим простых людей, приехавших на стройку.

Тогда же приехал на площадку парторг ЦК КПСС ленинградец Левыкин Василий. Потом стали «складываться» первичные партийные, комсомольские и другие общественные организации Судостроя. Вместе с Кирилкиным из Архангельска приехал и был избран секретарем первичной парторганизации Окунев Василий Трофимович. Секретарем комсомольской организации стал Гершензон Исаак Львович. Приезжали и другие «пионеры» стройки: медики, портные, финансисты, связисты, торговцы и артисты.

9. Партийное и советское строительство

Было решено образовать оргкомитет Архангельского облисполкома, созвать Первую районную конференцию коммунистов и избрать Райком партии. Этот первый райком возглавил Д.В. Диденко, а затем, когда он был утвержден парторгом ЦК ВКП(б) на заводе № 402, первым секретарем Райкома партии стал Лебедев В.М. Он отчитывался на последней, третьей Райпарткоференции 5 марта 1940 года и был снова избран Первым Секретарем Райкома ВКП(б). Затем, 26 января 1941 года – уже на первой городской партконференции, он делал отчетный доклад «О работе райкома ВКП(б)» и снова был избран, но уже Первым Секретарем Молотовского горкома ВКП(б). На этом посту его заменил в начале войны, в связи с уходом В.М. Лебедева на фронт, Иван Афанасьевич Плюснин.

10. Руководители завода

Кондратий Семенович Красильников, назначенный директором завода № 402, приехал в город в конце 1938 года. С этого времени начала функционировать дирекция строящегося завода № 402. Дирекция занималась подбором кадров и подготовкой производства строящихся цехов. Коммунисты заводоуправления избрали своим первым секретарем первичной организации Плюснина Владимира, брата Ивана Афанасьевича Плюснина.

Владимир Афанасьевич потом избирался в состав ревкомиссии райкома ВКП(б), а во время войны воевал с фашистами в тылу врага в одном из партизанских отрядов, он был хорошим лыжником, и когда приезжал домой на побывку, рассказывал нам с своих походах и боевых делах.

Строится заводской цех. 1939 г.

11. Руководители строительства

В 1938 году дело, начатое Кирилкиным, продолжили строители, возглавлявшие лагерные подразделения НКВД СССР. Кронов Б.К. Хархардин А.И., Щекин А.А., Васильев, Никитин, Львов, Котов, Лебедев В.М., который позже стал Первым Секретарем Молотовского горкома ВКП(б). Особенно долго и много трудился на площадке завода № 402, возводил цеха, причальные линии, сооружения наливного бассейна назабываемый скромный коммунист Василий Иванович Шергин, а также молодой инженер, а потом главный инженер стройки Александр Тарасович Грановский.

12. Проектировщики завода и города

Важную роль в возведении завода и города играли проектировщики Ленинградского института ГСПИ-2. Их многочисленные работники – геодезисты, архитекторы, чертежники, копировальщицы работали здесь же,   в Молотовске, в филиале ГСПИ-2. Возглавлял его Воеводин, впоследствии – заместитель директора завода № 402 по капитальному строительству. Много и долго трудился в ОКСе завода его главный инженер Кочетов Владимир Анисимович. Кочетов – ленинградец, брат известного писателя Кочетова, написавшего роман «Семья Журбиных». Работники ОКСа завода: Шур, Згерский, Брук, Неволин, Яковлев, Островский Евгений Васильевич (впоследствии – главный архитектор города) наносили на чертежах и планшетах первые улицы и площади города, цехов завода, их незабываемый архитектурный облик. В их работу мы теперь с трепетом и уважением всматриваемся, вспоминая героев-строителей первых пятилеток, отдавших много сил, здоровья и даже свои жизни ради строительства нашего города.

13. Закладка первого линкора

Вернемся к «закладке». Закладка первого корабля. Что из себя представляла эта церемония? Хотя я и являюсь живым и непосредственным свидетелем этого события, однако, вряд ли смогу описать всю торжественность и радость тысяч и тысяч людей, царившие в эти дни и часы. Про этот день можно написать не одну книгу. На площадке между ДОКами была установлена довольно вместительная трибуна, везде висели флаги и транспаранты с лозунгами, отмечавшие важность исторического торжества.

Сама «закладка», состояла в «заложении» никелированной пластинки, полученной в первом отделе из Министерства судостроительной промышленности, в определенное место только что заложенной на кильблоки части днища корабля. На пластинке было выгравировано: «Линейный корабль «Советская Белоруссия» заложен 21 декабря 1939 года в бытность Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинина для обороны социалистического государства». За дословный текст «пластинки» не могу ручаться – с тех пор прошло 40 лет – пишу по памяти.

«Пластинка» была закрыта приготовленной заранее стальной крышкой, и клепальщики тут же сделали свое дело, захоронили «закладную доску» на веки вечные. После этой церемонии начался митинг. Народу было очень много: все окружающие сооружения, где можно было стоять или сидеть, были облеплены людьми.

11. Руководители строительства

В 1938 году дело, начатое Кирилкиным, продолжили строители, возглавлявшие лагерные подразделения НКВД СССР. Кронов Б.К. Хархардин А.И., Щекин А.А., Васильев, Никитин, Львов, Котов, Лебедев В.М., который позже стал Первым Секретарем Молотовского горкома ВКП(б). Особенно долго и много трудился на площадке завода № 402, возводил цеха, причальные линии, сооружения наливного бассейна назабываемый скромный коммунист Василий Иванович Шергин, а также молодой инженер, а потом главный инженер стройки Александр Тарасович Грановский.

12. Проектировщики завода и города

Важную роль в возведении завода и города играли проектировщики Ленинградского института ГСПИ-2. Их многочисленные работники – геодезисты, архитекторы, чертежники, копировальщицы работали здесь же,   в Молотовске, в филиале ГСПИ-2. Возглавлял его Воеводин, впоследствии – заместитель директора завода № 402 по капитальному строительству. Много и долго трудился в ОКСе завода его главный инженер Кочетов Владимир Анисимович. Кочетов – ленинградец, брат известного писателя Кочетова, написавшего роман «Семья Журбиных». Работники ОКСа завода: Шур, Згерский, Брук, Неволин, Яковлев, Островский Евгений Васильевич (впоследствии – главный архитектор города) наносили на чертежах и планшетах первые улицы и площади города, цехов завода, их незабываемый архитектурный облик. В их работу мы теперь с трепетом и уважением всматриваемся, вспоминая героев-строителей первых пятилеток, отдавших много сил, здоровья и даже свои жизни ради строительства нашего города.

13. Закладка первого линкора

Вернемся к «закладке». Закладка первого корабля. Что из себя представляла эта церемония? Хотя я и являюсь живым и непосредственным свидетелем этого события, однако, вряд ли смогу описать всю торжественность и радость тысяч и тысяч людей, царившие в эти дни и часы. Про этот день можно написать не одну книгу. На площадке между ДОКами была установлена довольно вместительная трибуна, везде висели флаги и транспаранты с лозунгами, отмечавшие важность исторического торжества.

Сама «закладка», состояла в «заложении» никелированной пластинки, полученной в первом отделе из Министерства судостроительной промышленности, в определенное место только что заложенной на кильблоки части днища корабля. На пластинке было выгравировано: «Линейный корабль «Советская Белоруссия» заложен 21 декабря 1939 года в бытность Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинина для обороны социалистического государства». За дословный текст «пластинки» не могу ручаться – с тех пор прошло 40 лет – пишу по памяти.

«Пластинка» была закрыта приготовленной заранее стальной крышкой, и клепальщики тут же сделали свое дело, захоронили «закладную доску» на веки вечные. После этой церемонии начался митинг. Народу было очень много: все окружающие сооружения, где можно было стоять или сидеть, были облеплены людьми.

14. Торжественный митинг

На митинге выступили: прибывший из Москвы начальник Главка Минсудпрома Балаев, Красильников, Кронов, Диденко, представители областных организаций, прибывшие из Архангельска. Также выступали рабочие, принимавшие непосредственное участие в монтаже конструкций и закрытии первого «платежного» этапа судна, определенного проектом и сметой.

15. «Пищевых запасов нет!»

После митинга руководители завода, стройки и прибывшие высокопоставленные гости отправились пешком в бытовки почти рядом стоящего цеха № 3. Георгий Васильевич Галкин – начальник отдела снабжения завода, приглашая руководство завода и гостей, сказал, что в бытовках накрыты столы и там можно будет «перекусить». Когда мы зашли в столовую, то увидели накрытые скатертями столы, но угощение на них было очень бедное: там были винегреты, рыба и стояли отпотевшие бутылки «Боржоми», приготовленные «Беломорторговцами». У завода ничего своего из «пищевых запасов» еще не было.

После невеселого угощения Борис Клементьевич Кронов – начальник строительства № 203 Ягринлага НКВД СССР (он носил в петлицах два ромба), пригласил руководителей завода и узкий круг к себе в закрытую столовую — «двадцатку». Там было светло, тепло и уютно. Гости, обменивались тостами, отпраздновали «первую закладку».

16. «Скажут юнцы: вы были подлецы»…

Не забуду до конца своей жизни высказывание, почти дословное, Кронова Бориса Клементьевича, начальника строительства. Обращаясь к нам, нескольким молодым еще в то время людям, он говорил: «Вот вы, юнцы! Пройдут годы, может быть, вы будете говорить, что плохо построили и завод и город, — вот ведь, дескать, были подлецы…». Все рассмеялись, стали опровергать сказанное Кроновым – мол, какой хороший выстроен социалистический город и большой завод, и что потомки оценят это по заслугам. Потом были еще тосты, песни, обнимания, выражающие радость от прошедшего исторического события.

17. И закипела работа

Прошло немного времени, и на объекте проекта № 101 развернулась кипучая напряженная работа.

Если в ДОК № 1 войдет с улицы впервые человек, он будет буквально «ошарашен» происходящим на строящемся корабле. К грохочущей дымке горит множество горнов. Это нагреваются заклепки. Затем их подают клепальщикам, весь корпус окутан многочисленными шлангами, как ползучими змеями. По шлангам от компрессоров подается сжатый воздух, и клепальщики, чеканщики – эти «глухари», как их называют, своими молотками производят такой беспрерывный артиллерийский грохот, что становится просто жутко. Все вокруг, в том числе и воздух, и огромный эллинг дрожит и вот-вот рухнет, но в тоже время человек чувствует какое-то особое вдохновение и теплоту своей человеческой сущности.

Объект быстро разрастался, появились контуры корабля, а затем палубы и надстройки этого огромнейшего «чудо-богатыря»

Прошло время, и в соседнем ДОКе №2 был заложен по такому же проекту № 101 второй линейный корабль «Советская Россия». Судьба этих чудо-богатырей оказалась весьма трагической. Но это уже следующий рассказ….

Титульный лист книги воспоминаний М.И. Попова с дарственной надписью.

14. Торжественный митинг

На митинге выступили: прибывший из Москвы начальник Главка Минсудпрома Балаев, Красильников, Кронов, Диденко, представители областных организаций, прибывшие из Архангельска. Также выступали рабочие, принимавшие непосредственное участие в монтаже конструкций и закрытии первого «платежного» этапа судна, определенного проектом и сметой.

15. «Пищевых запасов нет!»

После митинга руководители завода, стройки и прибывшие высокопоставленные гости отправились пешком в бытовки почти рядом стоящего цеха № 3. Георгий Васильевич Галкин – начальник отдела снабжения завода, приглашая руководство завода и гостей, сказал, что в бытовках накрыты столы и там можно будет «перекусить». Когда мы зашли в столовую, то увидели накрытые скатертями столы, но угощение на них было очень бедное: там были винегреты, рыба и стояли отпотевшие бутылки «Боржоми», приготовленные «Беломорторговцами». У завода ничего своего из «пищевых запасов» еще не было.

После невеселого угощения Борис Клементьевич Кронов – начальник строительства № 203 Ягринлага НКВД СССР (он носил в петлицах два ромба), пригласил руководителей завода и узкий круг к себе в закрытую столовую — «двадцатку». Там было светло, тепло и уютно. Гости, обменивались тостами, отпраздновали «первую закладку».

16. «Скажут юнцы: вы были подлецы»…

Не забуду до конца своей жизни высказывание, почти дословное, Кронова Бориса Клементьевича, начальника строительства. Обращаясь к нам, нескольким молодым еще в то время людям, он говорил: «Вот вы, юнцы! Пройдут годы, может быть, вы будете говорить, что плохо построили и завод и город, — вот ведь, дескать, были подлецы…». Все рассмеялись, стали опровергать сказанное Кроновым – мол, какой хороший выстроен социалистический город и большой завод, и что потомки оценят это по заслугам. Потом были еще тосты, песни, обнимания, выражающие радость от прошедшего исторического события.

17. И закипела работа

Прошло немного времени, и на объекте проекта № 101 развернулась кипучая напряженная работа.

Если в ДОК № 1 войдет с улицы впервые человек, он будет буквально «ошарашен» происходящим на строящемся корабле. К грохочущей дымке горит множество горнов. Это нагреваются заклепки. Затем их подают клепальщикам, весь корпус окутан многочисленными шлангами, как ползучими змеями. По шлангам от компрессоров подается сжатый воздух, и клепальщики, чеканщики – эти «глухари», как их называют, своими молотками производят такой беспрерывный артиллерийский грохот, что становится просто жутко. Все вокруг, в том числе и воздух, и огромный эллинг дрожит и вот-вот рухнет, но в тоже время человек чувствует какое-то особое вдохновение и теплоту своей человеческой сущности.

Объект быстро разрастался, появились контуры корабля, а затем палубы и надстройки этого огромнейшего «чудо-богатыря»

Прошло время, и в соседнем ДОКе №2 был заложен по такому же проекту № 101 второй линейный корабль «Советская Россия». Судьба этих чудо-богатырей оказалась весьма трагической. Но это уже следующий рассказ….

Титульный лист книги воспоминаний М.И. Попова с дарственной надписью.

Попов Михаил Иванович

Попов Михаил Иванович (1905 — 1984). После службы в армии и окончании школы младших командиров, работа в органах НКВД в г. Архангельске. На работу в г. Молотовск был командирован в октябре 1939 года. Работал на заводе № 402, начальником шестого, мобилизационного отдела. В 1940 году был избран членом ревизионной комиссии Горкома ВКП(б) г. Молотовска. С 1942 года – второй секретарь Горкома ВКП(б) г. Молотовска. Курировал работу завода № 402. С сентября 1946 года – Председатель Горисполкома г. Молотовска. Внес большой личный вклад в обеспечение жителей города северными льготами, улучшение снабжения, начало строительства жилых кварталов кирпичных домов, озеленение города. В 1954-1958 гг. – начальник Управления строительства и промышленных материалов Архангельского облисполкома.

В 1958-1973 годах — директор Северодвинского городского торга «Беломорторг».

С 1973 года на пенсии. Скончался в 1984 году.

Источники

М.И. Попов. Воспоминания ветерана. К 40-летию Севмашпредприятия и города Северодвинска.

Похожие статьи

Попов Михаил Иванович

Попов Михаил Иванович (1905 — 1984). После службы в армии и окончании школы младших командиров, работа в органах НКВД в г. Архангельске. На работу в г. Молотовск был командирован в октябре 1939 года. Работал на заводе № 402, начальником шестого, мобилизационного отдела. В 1940 году был избран членом ревизионной комиссии Горкома ВКП(б) г. Молотовска. С 1942 года – второй секретарь Горкома ВКП(б) г. Молотовска. Курировал работу завода № 402. С сентября 1946 года – Председатель Горисполкома г. Молотовска. Внес большой личный вклад в обеспечение жителей города северными льготами, улучшение снабжения, начало строительства жилых кварталов кирпичных домов, озеленение города. В 1954-1958 гг. – начальник Управления строительства и промышленных материалов Архангельского облисполкома.

В 1958-1973 годах — директор Северодвинского городского торга «Беломорторг».

С 1973 года на пенсии. Скончался в 1984 году.

Источники

М.И. Попов. Воспоминания ветерана. К 40-летию Севмашпредприятия и города Северодвинска.

Похожие статьи