Строим дома. Строим дороги.

Воспоминания Николая Павловича Соснина
о том, как жилось первостроителямв 1937 году,
как развернулось строительство объектов и домов в 1938 году,
как строили шоссейную дорогу на Архангельск

Соснин Николай Павлович

На пароходе «Иван Каляев»

Я приехал сюда – к Николо-Корельскому монастырю, построенному в 1410 году и окруженному болотом и соленой морской водой, ровно через год после прибытия первостроителей – комсомольцев на легендарном колесном пароходе «Иван Каляев».

Приехал я по приглашению друзей, закончивших, также как и я, Архангельский лесотехнический институт и приехавших сюда в числе первостроителей.

Их рассказы о том, что сделано ими с помощью жителей близ находящихся деревень и прибывающих рабочих, восхищали успехами и героизмом труда.

Что уже было в поселке к 1937 году

Ко времени моего приезда (начало июня 1937 года) были построены: двухэтажный рубленый дом для управления строительством, материальные склады вдоль будущей железной дороги, пирсы для причаливания пароходов и барж, несколько бараков для жилья, конюшни, гараж для грузовых автомашин. Было начато строительство слановой (из бревен и бруса) дороги к будущему городу.

Потом строители в шутку, прозвали этот участок дороги Архангельским проспектом. Монастырь был оборудован под жилье, жильем были также мелкие монастырские постройки, пристройки к нему и палатки, расположенные вдоль берега. Не утверждаю, что это полный перечень сделанного за первый год строительства, но уже это дало право Президиуму Всероссийского исполнительного комитета дать этому малонаселенному рабочему поселку название Судострой. За этот год был также сделан некоторый задел на будущее.

Управления по специализации строительства

17 июня 1937 года я был принят на работу в организацию Дорстрой-2 на должностьпомощника начальника по строительству шоссейной дороги Судострой–Исакогорка. Начальником участка, т.е.фактически всей дороги был инженер Петросов Владимир Исаевич.

Начальником Дорстрой-2 был опытный инженер Янушкевич. Надо сказать, что материальные условия на Судострое были очень хорошие, и это привлекало крупных специалистов; молодых, кроме того, привлекала перспектива технического роста, масштабы строительства и экотика Севера. Этот заряд энергии творчества и способности преодолевать трудности сохранился, у многих, до настоящего времени.

В 1937 году были организованы управления по специализации, такие как:

— Промстрой – строительство завода № 402,

— Гражданстрой – строительство города,

Водоканалстрой,

Паросантехмонтаж,

Дорстрой — 1 – по строительству железной дороги до ст. Исакогорка

Дорстрой – 2 – по строительству шоссейной дороги до Исакогорки (потом по новому проекту до Архангельска)

Времстрой – строительство временных сооружений.

Строим дома. Строим дороги.

Воспоминания Николая Павловича Соснина
о том, как жилось первостроителямв 1937 году,
как развернулось строительство объектов и домов в 1938 году,
как строили шоссейную дорогу на Архангельск

Соснин Николай Павлович

На пароходе «Иван Каляев»

Я приехал сюда – к Николо-Корельскому монастырю, построенному в 1410 году и окруженному болотом и соленой морской водой, ровно через год после прибытия первостроителей – комсомольцев на легендарном колесном пароходе «Иван Каляев».

Приехал я по приглашению друзей, закончивших, также как и я, Архангельский лесотехнический институт и приехавших сюда в числе первостроителей.

Их рассказы о том, что сделано ими с помощью жителей близ находящихся деревень и прибывающих рабочих, восхищали успехами и героизмом труда.

Что уже было в поселке к 1937 году

Ко времени моего приезда (начало июня 1937 года) были построены: двухэтажный рубленый дом для управления строительством, материальные склады вдоль будущей железной дороги, пирсы для причаливания пароходов и барж, несколько бараков для жилья, конюшни, гараж для грузовых автомашин. Было начато строительство слановой (из бревен и бруса) дороги к будущему городу.

Потом строители в шутку, прозвали этот участок дороги Архангельским проспектом. Монастырь был оборудован под жилье, жильем были также мелкие монастырские постройки, пристройки к нему и палатки, расположенные вдоль берега. Не утверждаю, что это полный перечень сделанного за первый год строительства, но уже это дало право Президиуму Всероссийского исполнительного комитета дать этому малонаселенному рабочему поселку название Судострой. За этот год был также сделан некоторый задел на будущее.

Управления по специализации строительства

17 июня 1937 года я был принят на работу в организацию Дорстрой-2 на должностьпомощника начальника по строительству шоссейной дороги Судострой–Исакогорка. Начальником участка, т.е.фактически всей дороги был инженер Петросов Владимир Исаевич.

Начальником Дорстрой-2 был опытный инженер Янушкевич. Надо сказать, что материальные условия на Судострое были очень хорошие, и это привлекало крупных специалистов; молодых, кроме того, привлекала перспектива технического роста, масштабы строительства и экотика Севера. Этот заряд энергии творчества и способности преодолевать трудности сохранился, у многих, до настоящего времени.

В 1937 году были организованы управления по специализации, такие как:

— Промстрой – строительство завода № 402,

— Гражданстрой – строительство города,

Водоканалстрой,

Паросантехмонтаж,

Дорстрой — 1 – по строительству железной дороги до ст. Исакогорка

Дорстрой – 2 – по строительству шоссейной дороги до Исакогорки (потом по новому проекту до Архангельска)

Времстрой – строительство временных сооружений.

Не помню, была ли организация по энергетике, и когда в поселок дали электрический ток, но со слов первостроителя электрика Манакова Александра Степановича, он участвовал в строительстве линии электропередач из Архангельска в 1935-1936 годах с напряжением 6 киловатт, и она была сдана в апреле 1937 года, а в августе 1937 была готова линия 35 киловатт. Помню, что в бараках в 1937 году электричество уже было (может быть от электропоезда). Об этом точно знает первостроитель Ветров Николай Васильевич, живущий в Северодвинске с 1936 года, он знает и всю последующую историю энергетики в нашем городе.

«Построишь барак, получишь в нем жилье»

Не помню также была ли коммунальная служба, она меня не интересовала, т.к мне сказали «вот построишь барак и в нем получишь жилье». Строительство барака было закончено к октябрю 1937 года. Об одном дне этого месяца стоит вспомнить. С июня я жил в так называемом «итр-вском»бараке, сугубо временном, т.е. с обшивкой досками по каркасу без заполнения между ними опилком. Приютили меня друзья Прусаков и Кармакулов четвертым в комнате. И так, о дне октября (числа не помню), конца октября. Телефонная связь в поселке и с Архангельском уже была, мне сообщили, что в Архангельск из Смоленска прибыла моя семья, надо было их привезти на Судострой.

Приехала семья

А это выполнить было не так просто, т.к. весь день дул Северо-западный, ураганной силы, ветер, и рейсовые, колесные пароходы при таком ветре ходить не могли. Русло так называемыхкорыток (это от Судостроя и до Никольского рукава) было очень узким и мелким, и сесть на мель или быть выброшенным на берег был обычным явлением. Кстати скажу, что рейс пароходов от Судостроя до Архангельска длился 4-5 часов и столько же обратно, а другого вида транспорта тогда не было. Ходили пароходы: Лермонтов, Вычегжанин, Некрасов.

Как добирались на строительство на пароходах

Был у меня такой случай, ехали на пароходе «Лермонтов» в Архангельск и посчастливилось ехать в каюте, потому что ехали 12 часов. Часто при движении из Архангельска пароходы, и особенно грузовые, делали остановку на Никольском рукаве у острова Питер, а по карте Коршунов, на глубоким месте, в ожидании прибылой воды в корытках.

Как я добрался тогда до Архангельска – не помню, но обратно вез семью на случайном грузовом – кабатажном пароходики при сильной качке и при обливании брызгами от волн. По приезде была неприятность, дело в том, что нам привозили воду в бочках на санях-волокушах (за 5 км), и обычно вода была хорошая – пресная, а в этот день река Кудьма заполнилась соленой водой (нагнало сильным ветром), и в бочках оказалась вода соленая.

«Хочу водички!»

На столе было все, кроме чая, а сын просит настоящей водички, пришлось мне с ведрами бежать к сохранившемуся монастырскому колодцу, где уже пять человек доставали воду ведром на веревке.
Все успокоились и жили в этой комнате несколько дней до сдачи моего барака комиссии, а мои сожители ушли на свободные места в других комнатах.

У колонки

Не помню, была ли организация по энергетике, и когда в поселок дали электрический ток, но со слов первостроителя электрика Манакова Александра Степановича, он участвовал в строительстве линии электропередач из Архангельска в 1935-1936 годах с напряжением 6 киловатт, и она была сдана в апреле 1937 года, а в августе 1937 была готова линия 35 киловатт. Помню, что в бараках в 1937 году электричество уже было (может быть от электропоезда). Об этом точно знает первостроитель Ветров Николай Васильевич, живущий в Северодвинске с 1936 года, он знает и всю последующую историю энергетики в нашем городе.

«Построишь барак, получишь в нем жилье»

Не помню также была ли коммунальная служба, она меня не интересовала, т.к мне сказали «вот построишь барак и в нем получишь жилье». Строительство барака было закончено к октябрю 1937 года. Об одном дне этого месяца стоит вспомнить. С июня я жил в так называемом «итр-вском»бараке, сугубо временном, т.е. с обшивкой досками по каркасу без заполнения между ними опилком. Приютили меня друзья Прусаков и Кармакулов четвертым в комнате. И так, о дне октября (числа не помню), конца октября. Телефонная связь в поселке и с Архангельском уже была, мне сообщили, что в Архангельск из Смоленска прибыла моя семья, надо было их привезти на Судострой.

Приехала семья

А это выполнить было не так просто, т.к. весь день дул Северо-западный, ураганной силы, ветер, и рейсовые, колесные пароходы при таком ветре ходить не могли. Русло так называемыхкорыток (это от Судостроя и до Никольского рукава) было очень узким и мелким, и сесть на мель или быть выброшенным на берег был обычным явлением. Кстати скажу, что рейс пароходов от Судостроя до Архангельска длился 4-5 часов и столько же обратно, а другого вида транспорта тогда не было. Ходили пароходы: Лермонтов, Вычегжанин, Некрасов.

Как добирались на строительство на пароходах

Был у меня такой случай, ехали на пароходе «Лермонтов» в Архангельск и посчастливилось ехать в каюте, потому что ехали 12 часов. Часто при движении из Архангельска пароходы, и особенно грузовые, делали остановку на Никольском рукаве у острова Питер, а по карте Коршунов, на глубоким месте, в ожидании прибылой воды в корытках.

Как я добрался тогда до Архангельска – не помню, но обратно вез семью на случайном грузовом – кабатажном пароходики при сильной качке и при обливании брызгами от волн. По приезде была неприятность, дело в том, что нам привозили воду в бочках на санях-волокушах (за 5 км), и обычно вода была хорошая – пресная, а в этот день река Кудьма заполнилась соленой водой (нагнало сильным ветром), и в бочках оказалась вода соленая.

«Хочу водички!»

На столе было все, кроме чая, а сын просит настоящей водички, пришлось мне с ведрами бежать к сохранившемуся монастырскому колодцу, где уже пять человек доставали воду ведром на веревке.
Все успокоились и жили в этой комнате несколько дней до сдачи моего барака комиссии, а мои сожители ушли на свободные места в других комнатах.

У колонки

Выше я писал о заделе на 1937 год. Одним из заделов была развозка труб зимой 1936-1937 годов по трассе водовода от реки Кудьма, по инициативе начальника строительства Кирилкина Ивана Тарасовича, что дало возможность уложить трубы летом и дать по ним воду в октябре 1937 года, а к этому времени были готовы уже 1, 2, 3 котельные для отопления жилья.

Поселившись в новом бараке, в двух смежных комнатах, мы уже имели электрическое освещение, отопление от котельной №2, а воду брали из ближайшей водоразборной колонки (фото).

«Там дом дадут хороший нам!»

Наш барак находился за временным рынком, а рынок был за домом № 13 по Железнодорожной улице. Этот дом был сдан в эксплуатацию в 1982-1984 годах с двумя пристройками (аптека и овощной магазин). Барак был утепленного типа, т.е. между досками обшивки был опилок, с центральным (водяным) отопление от ближайшей котельной.

В одном конце барака была общественная кухня, а в другом – туалеты с выгребными ямами. Длина барака – 50 метров, ширина – 10 метров, коридор – около 2 метров, комнаты – 2.5х4.0 метра. С одной стороны коридора 20 комната, а с другой – кухня, туалеты и 16 комнат. Вход с обоих торцов. В этом бараке комнаты занимала контора Дорстрой-2.

Так как город строился на болоте с глубиной торфа, в среднем, 2 метра, то вопрос фундамента для таких временных бараков решался так: без выторфовки (для этого не было никакой возможности) и без свай, а на сплошном настиле из бревен. Погружение этого «плота» в болото, под тяжестью барака, было незначительным.

Рубленные бараки и двухэтажные дома строились на сваях. Поскольку выше я упомянул о рынке, то следует разъяснить, что это был второй временный рынок в городе и его многие жители помнят, а вот первый рынок, который был в первом квартале городе (между улицами Железнодорожной, Беломорским, Торцева и Первомайской) наверное, помнят немногие. Там стоял малый, каркасный магазинчик коопторга, директором бал Бородин Василий Михайлович. Теперь действует третий рынок – капитальный.

Первый год Судостроя

Ко времени моего приезда на Судострой еще не иссякли воспоминания первых – о первом годе Судостроя. Еще не исчезла горечь прощания с 25-летинм рабочим Соколовым Сашей (Александром Александровичем), зверски убитым в бараке ножом в спину и похороненном на песчаной косе, пролегающей через болото от монастыря до деревни Малая Кудьма (там теперь больничный комплекс СМП).

Всех, кто умирал на Судострое, хоронили на этой косе, до открытия кладбища на о.Ягры. На смену Саше приехал его старший брат Николай, который до смерти работал в Северодвинске.

После рефулирования этой территории будущего города, коса оказалась под нарефулированным песком, и ее направление можно было определить при раскопках, при строительстве фундаментов зданий по предметам захоронений.

Водозаборная колонка.

Выше я писал о заделе на 1937 год. Одним из заделов была развозка труб зимой 1936-1937 годов по трассе водовода от реки Кудьма, по инициативе начальника строительства Кирилкина Ивана Тарасовича, что дало возможность уложить трубы летом и дать по ним воду в октябре 1937 года, а к этому времени были готовы уже 1, 2, 3 котельные для отопления жилья.

Поселившись в новом бараке, в двух смежных комнатах, мы уже имели электрическое освещение, отопление от котельной №2, а воду брали из ближайшей водоразборной колонки (фото).

«Там дом дадут хороший нам!»

Наш барак находился за временным рынком, а рынок был за домом № 13 по Железнодорожной улице. Этот дом был сдан в эксплуатацию в 1982-1984 годах с двумя пристройками (аптека и овощной магазин). Барак был утепленного типа, т.е. между досками обшивки был опилок, с центральным (водяным) отопление от ближайшей котельной.

В одном конце барака была общественная кухня, а в другом – туалеты с выгребными ямами. Длина барака – 50 метров, ширина – 10 метров, коридор – около 2 метров, комнаты – 2.5х4.0 метра. С одной стороны коридора 20 комната, а с другой – кухня, туалеты и 16 комнат. Вход с обоих торцов. В этом бараке комнаты занимала контора Дорстрой-2.

Так как город строился на болоте с глубиной торфа, в среднем, 2 метра, то вопрос фундамента для таких временных бараков решался так: без выторфовки (для этого не было никакой возможности) и без свай, а на сплошном настиле из бревен. Погружение этого «плота» в болото, под тяжестью барака, было незначительным.

Рубленные бараки и двухэтажные дома строились на сваях. Поскольку выше я упомянул о рынке, то следует разъяснить, что это был второй временный рынок в городе и его многие жители помнят, а вот первый рынок, который был в первом квартале городе (между улицами Железнодорожной, Беломорским, Торцева и Первомайской) наверное, помнят немногие. Там стоял малый, каркасный магазинчик коопторга, директором бал Бородин Василий Михайлович. Теперь действует третий рынок – капитальный.

Первый год Судостроя

Ко времени моего приезда на Судострой еще не иссякли воспоминания первых – о первом годе Судостроя. Еще не исчезла горечь прощания с 25-летинм рабочим Соколовым Сашей (Александром Александровичем), зверски убитым в бараке ножом в спину и похороненном на песчаной косе, пролегающей через болото от монастыря до деревни Малая Кудьма (там теперь больничный комплекс СМП).

Всех, кто умирал на Судострое, хоронили на этой косе, до открытия кладбища на о.Ягры. На смену Саше приехал его старший брат Николай, который до смерти работал в Северодвинске.

После рефулирования этой территории будущего города, коса оказалась под нарефулированным песком, и ее направление можно было определить при раскопках, при строительстве фундаментов зданий по предметам захоронений.

Водозаборная колонка.

Первый медик

Первый медик Судостроя – Нина Никифоровна Мосеева (Сальникова) неоднократно рассказывала, как она после окончания Устюгжского медицинского техникума была направлена на Судострой. Через архангельское представительство (на ул. Поморской) получила в аптекоуправлении (тоже на Поморской улице) минимум необходимых медикаментов.

22 июля 1936 года на грузовом пароходе «Шеговары» прибыла на Судострой, где ее приветливо встретили комсомольцы. Встретил также избранный на комсмольском собрании секретарь комсомольской организации Гершензон Исаак Львович. Он приехал с первыми комсомольцами. Первый медик на Судострое Мосеева устроила медпункт в каюте парохода «Иван Калянев», где и жила до приезда второго медика (в августе) Шумиловой Раисы Михайловны.

Обо всех первых, а именно: медиках, связистах, торговцах, парикмахерах и т.д. было написано много, а поэтому повторяться не буду. Население Судостроя росло с каждым днем.

В 1937 году жилья не хватало, и прибывающих, временно, поселяли в построенные склады, из них я и отобрал 10 отличных плотников для строительства барака.

Кирилкин, Копп, Сапрыкин

С уважением отзывались первостроители о руководителях Судостроя, а именно: об Иване Тарасовиче Кирилкине, бывшем директоре старого механического Краматорского завода и бывшем руководителе строительства нового Краматорского механического завода, за что он был награжден орденом Ленина. По окончании строительства он был направлен на Судострой. Это был опытный и талантливый руководитель.

О Леониде Харитоновиче Коппе – техническом директоре Судостроя, который работал над проектом Новокраматорского механического завода, где и познакомился с И.Т.Кирилкиным. Это был опытный, талантливый инженер-механик.

О Сапрыкине Василие Андреевиче – главном инженере Судостроя рождения 1890 года, который закончил самый престижный в то время Ленинградский институт инженеров путей сообщения и с начала первой пятилетки работал главным инженером Тагилстроя, Дзержинскстроя, Магнитостроя, Челябметаллургстроя и ряда других объектов, заложивших основу индустриализации нашей страны. Он скончался в 1964 году, работая в то время в Госстрое СССР. За большие заслуги в области строительства он был награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами трудового Красного Знамени и медалями.

Я всех их знал хорошо, но непосредственно заданий от них не получал.

Первый медик

Первый медик Судостроя – Нина Никифоровна Мосеева (Сальникова) неоднократно рассказывала, как она после окончания Устюгжского медицинского техникума была направлена на Судострой. Через архангельское представительство (на ул. Поморской) получила в аптекоуправлении (тоже на Поморской улице) минимум необходимых медикаментов.

22 июля 1936 года на грузовом пароходе «Шеговары» прибыла на Судострой, где ее приветливо встретили комсомольцы. Встретил также избранный на комсмольском собрании секретарь комсомольской организации Гершензон Исаак Львович. Он приехал с первыми комсомольцами. Первый медик на Судострое Мосеева устроила медпункт в каюте парохода «Иван Калянев», где и жила до приезда второго медика (в августе) Шумиловой Раисы Михайловны.

Обо всех первых, а именно: медиках, связистах, торговцах, парикмахерах и т.д. было написано много, а поэтому повторяться не буду. Население Судостроя росло с каждым днем.

В 1937 году жилья не хватало, и прибывающих, временно, поселяли в построенные склады, из них я и отобрал 10 отличных плотников для строительства барака.

Кирилкин, Копп, Сапрыкин

С уважением отзывались первостроители о руководителях Судостроя, а именно: об Иване Тарасовиче Кирилкине, бывшем директоре старого механического Краматорского завода и бывшем руководителе строительства нового Краматорского механического завода, за что он был награжден орденом Ленина. По окончании строительства он был направлен на Судострой. Это был опытный и талантливый руководитель.

О Леониде Харитоновиче Коппе – техническом директоре Судостроя, который работал над проектом Новокраматорского механического завода, где и познакомился с И.Т.Кирилкиным. Это был опытный, талантливый инженер-механик.

О Сапрыкине Василие Андреевиче – главном инженере Судостроя рождения 1890 года, который закончил самый престижный в то время Ленинградский институт инженеров путей сообщения и с начала первой пятилетки работал главным инженером Тагилстроя, Дзержинскстроя, Магнитостроя, Челябметаллургстроя и ряда других объектов, заложивших основу индустриализации нашей страны. Он скончался в 1964 году, работая в то время в Госстрое СССР. За большие заслуги в области строительства он был награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами трудового Красного Знамени и медалями.

Я всех их знал хорошо, но непосредственно заданий от них не получал.

Фотолетопись Судостроя и первых 25 лет города создал замечательный фотограф, фотокорреспондент архангельской газеты «Правда Севера» Коробицын Калестин Степанович.

Памятный день

Летом 1937 года, возвращаясь из экспедиции на Северный полюс, на Судострой заехал Отто Юльевич Шмидт со своими товарищами. Встречать дорогих гостей вышли тысячи строителей. На площади около здания управления состоялся митинг. Мы приветствовали гостей и руководителей Судостроя, поднявшихся на трибуну, построенную комсомольцами в виде макета корабля, бурными аплодисментами и преподнесли покорителям Полюса огромный букет цветов.

В ответ на приветствие Отто Юльевич сказал: «Я верю, будет на берегу Белого моря новый социалистический город. Несите высоко знамя нашей великой Родины».

Стал поселок городом

Лето 1937 года было очень жарким, солнце палило неимоверно, болото краснело от ягоды морошки, а вечерами не давали покоя комары, даже в бараке. И никаких снадобий для предохранения от них в то время не было.

Я выше писал, что поселок рос не по дням, а по часам, а поэтому также быстро шло строительство жилья.Потянулись линии застройки с Востока на Запад. При Судострое названий улиц не было. Так было до 11 августа 1937 (ошибка автора 1938), когда рабочему поселку был присвоен статус городас первым названием Молотовск. И тогда:

1-я линия стала улицей Северной, 2-я линия –Советской, 3-я – Республиканской, 4-я – Индустриальной, 5-я – Лесной. Улицы Осовиахимовская (теперь Комсомольская) тогда не было, также как и улицы Первомайской.

Для ясности из чего строили, забегу немного вперед. Судострой и город до Великой Отечественной войны строились в основном из дерева. Из кирпича в 1937-1940х годах были построены: 2 школы – 1-я и 8-я, два дома на Полярной улице, баня на ул. Лесной, 25 и небольшой домик для технического архива Судостроя. Этотдомик потом оказался на территории судостроительного техникума и служил ему как подсобное помещение. Почему директору техникума Н.С.Зебальду, понадобилось его снести, не ясно.

Итак:

Лес тогда нам был основой,
Был фундаментом всему,
Каждый дом и квартал новый,
Был обязан лишь ему.
Строились дороги, склады,
И причалы, и дома,
Бревна доставляли сплавом,
Речки (протоки) Курья и Сума.
Для проплыва древесины
Строили на них плотины.
Так использовали народ
Прибыль, убыль местных вод.

Фотолетопись Судостроя и первых 25 лет города создал замечательный фотограф, фотокорреспондент архангельской газеты «Правда Севера» Коробицын Калестин Степанович.

Памятный день

Летом 1937 года, возвращаясь из экспедиции на Северный полюс, на Судострой заехал Отто Юльевич Шмидт со своими товарищами. Встречать дорогих гостей вышли тысячи строителей. На площади около здания управления состоялся митинг. Мы приветствовали гостей и руководителей Судостроя, поднявшихся на трибуну, построенную комсомольцами в виде макета корабля, бурными аплодисментами и преподнесли покорителям Полюса огромный букет цветов.

В ответ на приветствие Отто Юльевич сказал: «Я верю, будет на берегу Белого моря новый социалистический город. Несите высоко знамя нашей великой Родины».

Стал поселок городом

Лето 1937 года было очень жарким, солнце палило неимоверно, болото краснело от ягоды морошки, а вечерами не давали покоя комары, даже в бараке. И никаких снадобий для предохранения от них в то время не было.

Я выше писал, что поселок рос не по дням, а по часам, а поэтому также быстро шло строительство жилья.Потянулись линии застройки с Востока на Запад. При Судострое названий улиц не было. Так было до 11 августа 1937 (ошибка автора 1938), когда рабочему поселку был присвоен статус городас первым названием Молотовск. И тогда:

1-я линия стала улицей Северной, 2-я линия –Советской, 3-я – Республиканской, 4-я – Индустриальной, 5-я – Лесной. Улицы Осовиахимовская (теперь Комсомольская) тогда не было, также как и улицы Первомайской.

Для ясности из чего строили, забегу немного вперед. Судострой и город до Великой Отечественной войны строились в основном из дерева. Из кирпича в 1937-1940х годах были построены: 2 школы – 1-я и 8-я, два дома на Полярной улице, баня на ул. Лесной, 25 и небольшой домик для технического архива Судостроя. Этотдомик потом оказался на территории судостроительного техникума и служил ему как подсобное помещение. Почему директору техникума Н.С.Зебальду, понадобилось его снести, не ясно.

Итак:

Лес тогда нам был основой,
Был фундаментом всему,
Каждый дом и квартал новый,
Был обязан лишь ему.
Строились дороги, склады,
И причалы, и дома,
Бревна доставляли сплавом,
Речки (протоки) Курья и Сума.
Для проплыва древесины
Строили на них плотины.
Так использовали народ
Прибыль, убыль местных вод.

Поясняю: До Двинского устья Сумы бревна доставлялись в плотах. Там плоты распускались и бревна молем (т.е.отдельными бревнами) сплавлялись по протокам и Суме, Малкурье и Курье к бирже гортопа, которая была за Двинским поселком. Чтобы бревна не носило с прибывающей и убывающей водой, были построены две плотины. Путь древесины водным путем (в т.ч. бардами) не был единственным, зимой возили лесоматериалы по зимней дороге из Цигломени и с других лесозаводов.

Миллионы кубометров лесоматериалов

Я очень жалею, что не записал какое количество лесоматериалов тогда расходовалось, но, наверное, много тысяч кубометров в год, т.к. даже сваи под дома и цеха завода были из дерева. Я помню, как в 1937 году забивали деревянные сваи под цеха, а потом участвовал в проверке их забивки.

В управлении стройки, кроме таких отделов как проектно-сметный, производственный и ряда других, были такие как: бюро инструментального контроля, геодезии, технического контроля, которым ведал очень опытный и авторитетный инженер с орденом Ленина, Ланко. Он часто приглашал нас – рядовых инженеров на технической проверки.

Производство работ на Судострое было разделено на три района, первый – это до ул. Северной (Торцева), где были лаборатория стройки, 1 котельная и ряд других деревянных одноэтажных зданий; второй район – это Двинской поселок с конным и автопарками и др. сооружениями. И третий район – это от ул. Северной к югу.

Строительство жилья

Надо сказать, что жилья строили много и высокими темпами, но его не хватало и поэтому большое развитие получило строительство частных домов сельского типа, а т.к. много рабочих было из деревень, то большая часть их имела коров и другую живность. Индивидуальное строительство шло за Двинским поселком (деревня Нахаловка вдоль дороги на Архангельск) и особенно за Южной окраиной города, где после войны образовался район частных домов с улицами Новая, Ударников и другими. Это тоже требовало большого количества древесины, но тут выручал вылов аварийных бревен из реки и взморья (фото частных домов).

Я выше писал, что до войны город был построен до ул.Арктической (теперь проспекта В.И.Ленина), но на этом проспекте успели построить только 4 дома (между улицами Северной и Советской) и школу № 1. Проспект достраивался после войны зданиями из кирпича.

Эпоха Ягринлага

Очевидно, руководству Судостроя стало известно о приближении эпохи Ягринлага и к тому событию уже с осени 1937 года началась подготовка. Строили лагеря для заключенных в городе, в ряде пунктов строительства шоссейной дороги: в Рикасихе, у реки Лая и в Цигломени.

Мне было поручено строительство лагеря у пятого км шоссейной дороги, т.е два барака, баню, столовую с кухней, склад и колодец. Строительство лагерей было закончено к августу 1938 годы, а к сентябрю прибыл спец-контингент, как тогда называли заключенных, во главе с начальником Кроновым Борисом Клементьевичем и главным инженером Протопоповым Ростиславом Юрьевичем.

После его отъезда на Волго-Дон, главным инженером Мачтет Георгий Николаевич. Строители стали называть Строительством 203 Ягринлага НКВД, а наш участок стал под № 6, а я по приказу стал старшим инженером этого участка и продолжал строить дорогу.

Поясняю: До Двинского устья Сумы бревна доставлялись в плотах. Там плоты распускались и бревна молем (т.е.отдельными бревнами) сплавлялись по протокам и Суме, Малкурье и Курье к бирже гортопа, которая была за Двинским поселком. Чтобы бревна не носило с прибывающей и убывающей водой, были построены две плотины. Путь древесины водным путем (в т.ч. бардами) не был единственным, зимой возили лесоматериалы по зимней дороге из Цигломени и с других лесозаводов.

Миллионы кубометров лесоматериалов

Я очень жалею, что не записал какое количество лесоматериалов тогда расходовалось, но, наверное, много тысяч кубометров в год, т.к. даже сваи под дома и цеха завода были из дерева. Я помню, как в 1937 году забивали деревянные сваи под цеха, а потом участвовал в проверке их забивки.

В управлении стройки, кроме таких отделов как проектно-сметный, производственный и ряда других, были такие как: бюро инструментального контроля, геодезии, технического контроля, которым ведал очень опытный и авторитетный инженер с орденом Ленина, Ланко. Он часто приглашал нас – рядовых инженеров на технической проверки.

Производство работ на Судострое было разделено на три района, первый – это до ул. Северной (Торцева), где были лаборатория стройки, 1 котельная и ряд других деревянных одноэтажных зданий; второй район – это Двинской поселок с конным и автопарками и др. сооружениями. И третий район – это от ул. Северной к югу.

Строительство жилья

Надо сказать, что жилья строили много и высокими темпами, но его не хватало и поэтому большое развитие получило строительство частных домов сельского типа, а т.к. много рабочих было из деревень, то большая часть их имела коров и другую живность. Индивидуальное строительство шло за Двинским поселком (деревня Нахаловка вдоль дороги на Архангельск) и особенно за Южной окраиной города, где после войны образовался район частных домов с улицами Новая, Ударников и другими. Это тоже требовало большого количества древесины, но тут выручал вылов аварийных бревен из реки и взморья (фото частных домов).

Я выше писал, что до войны город был построен до ул.Арктической (теперь проспекта В.И.Ленина), но на этом проспекте успели построить только 4 дома (между улицами Северной и Советской) и школу № 1. Проспект достраивался после войны зданиями из кирпича.

Эпоха Ягринлага

Очевидно, руководству Судостроя стало известно о приближении эпохи Ягринлага и к тому событию уже с осени 1937 года началась подготовка. Строили лагеря для заключенных в городе, в ряде пунктов строительства шоссейной дороги: в Рикасихе, у реки Лая и в Цигломени.

Мне было поручено строительство лагеря у пятого км шоссейной дороги, т.е два барака, баню, столовую с кухней, склад и колодец. Строительство лагерей было закончено к августу 1938 годы, а к сентябрю прибыл спец-контингент, как тогда называли заключенных, во главе с начальником Кроновым Борисом Клементьевичем и главным инженером Протопоповым Ростиславом Юрьевичем.

После его отъезда на Волго-Дон, главным инженером Мачтет Георгий Николаевич. Строители стали называть Строительством 203 Ягринлага НКВД, а наш участок стал под № 6, а я по приказу стал старшим инженером этого участка и продолжал строить дорогу.

Первый хлеб

Но вернусь к 1937 году. Учитывая большую потребность в лесоматериалах, форсировалось строительство деревообрабатывающего комбината, при проектировании и строительстве которого ведущим инженером был Прусаков Илья Васильевич. В пекарне старого домика около монастыря в августе 1936 года впервые был выпечен белый хлеб и булки (пекарь Нечаев Андриан Кононович – бригадир пекарей).

Решение вопроса с белым хлебом, еще не решило вопрос с массовым черным хлебом, который был решен позже с постройки первого временного хлебозавода в 1937 году на углу пр.Беломорского и ул.Индустриальной. Но с ростом населения и этот заводик оказался мал, а большой хлебозавод был построен позже. До 1937 года хлеб возили из Архангельска в мешках.

Первый театр Судостроя

В июле 1937 года в одном из строящихся складов был открыт временный театр. Открылся он гастролями Московского театра им. Немировича-Данченко. Был концерт, представленный очень известными артистами под руководством Владимира Аркадьевича Канделака, в будущем народного артиста СССР. Концерт сопровождался джазовой музыкой. Развеселил нас джаз-гол, т.е.музыка не инструментами, а голосами, дирижировал Канделаки. День был воскресный, настроение у всех было праздничное. Мы шли на концерт очень нарядными, особенно дамы, от монастыря по очень узкому досчатому тротуару, рискую оступиться и оказаться в болоте, на кочках которого краснела морошка.

Зрелище слегка омрачалось тем, что под палящими лучами солнца, а лето 1937 года было на редкость жарким, плавился битум на кровле и через щели, редкими каплями, падал на зрителей. Многие укрывались газетами, у некоторых были пятна на костюмах, но никто с концерта не ушел. Наоборот, этим создавалось еще более веселое настроение и это понятно, молодость бурлила тогда у жителей поселка. Поэтому так ярко и запомнился тот первый концерт в первом театре.

Первые актеры

Появились (приехали) первые актеры в 1937 году, такие как: В.Н.Светлова-Соловьева, В.И.Кузьмин, Е.Н.Николаев и другие, всего на первых порах 9 человек. Борис Константинович Поздняков был первым главным режиссером. Первым спектаклем в этом театре, в ноябре 1937 года была пьеса «Без вины виноватые» Островского, где главную роль Кручининой блестяще исполнила В.Н.Светлова-Соловьева.

К сожалению, вечером в марте 1938 годы этот театр сгорел быстро и до тла (я видел пламя этого пожара). Это грозило ликвидацией труппы, но строители, полюбившие театр, дали слово построить новый театр к 1 мая, т.е.меньше чем за 30 дней и слово свое сдержали. В новом театре на Советской улице, 30 апреля вечером, было торжественное первомайское собрание. Так работали строители.

Открытию нового театра очень обрадовалась артистическая самодеятельность молодежи, проводящая свои мероприятия в так называемом клубе ИТР на втором этаже дома, а на первом этаже была столовая ИТР. Теперь этим можно было заниматься в театре.

И телефон, и магазины, и новые дороги

В 1937 году в маленьком домике открылась почта и телефонная служба, первым организатором связи на Судострое был т.Засухин. Открылся большой продуктовый магазин, где можно было купить все продукты.

Прокладывалась дорога из бревен и бруса на 1 участок, откуда брал старт в 1937 году будущий город, и начали с технической лаборатории, без которой невозможно строительство.

Надо сказать, что в зоне монастыря, на побережье, было примерно 10-15 м плотного грунта, на котором раньше располагались монахи, а с конца двадцатых или начал 30-х годов члены самоорганизованной коммуны, члены которой по приезде комсомольцев влились в трудовой коллектив строителей.

Осенью 1937 года многие строители начали переселяться в новые, добротные, двухэтажные дома Беломорского проспекта и других улиц. В домах уже было: электричество, центральное отопление от котельных, был протянут водопровод от реки Кудьма до квартальных водоразборных колонок. Параллельно со строительством бараков и домов строили сланевые дороги по болоту.

Как отапливался город

Для выполнения работ по теплофиксации была создана организация паросантехмонтаж, первым начальником которой был Мухин Василий Гаврилович, а главным инженером Лебедев Виктор Матвеевич. До войны было задействовано 4 временных районных котельных, это:

1. – в первом районе,
2. – где теперь дом № 13 по ул.Железнодорожной
3. – за школой № 8 и кинотеатром «Прибой»
4. – за домом № 32 по ул.Индустриальной.

Санитарная служба

Не было тогда в городе фекальной канализации, и жилье строилось с выгребными ямами, а фекалии вывозились специальной службой на свалку конным транспортом, а это было до второй половины 1950-х годов.

По водопроводу и канализации необходима справка большого специалиста Арясова Иосифа Яковлевича. К радости жителей города в 1937 году была построена первая стационарная баня на углу пр.Беломорского и ул.Республиканской, которая избавила нас мыться под душем в баржевом санпропускнике.

Как мы ходили голосовать в Архангельск

Конец 1937 года был ознаменован важным общественно-политическим событием, а именно: 12 декабря состоялись первые выборы в Верховный Совет СССР по новой конституции, утвержденной 5 декабря 1936 года, чрезвычайным съездом Советов СССР. Многие строители, прописанные в Архангельске, ходили голосовать туда пешком. Было очень морозное воскресенье. Саша Кармакулов (мой друг) ушел в Архангельск в субботу после работы (нерабочим днем было только воскресенье) и, сделав путь 80 км (туда и обратно), явился в понедельник на работу к 8 утра. Так закончился 1937 год.

Первый хлеб

Но вернусь к 1937 году. Учитывая большую потребность в лесоматериалах, форсировалось строительство деревообрабатывающего комбината, при проектировании и строительстве которого ведущим инженером был Прусаков Илья Васильевич. В пекарне старого домика около монастыря в августе 1936 года впервые был выпечен белый хлеб и булки (пекарь Нечаев Андриан Кононович – бригадир пекарей).

Решение вопроса с белым хлебом, еще не решило вопрос с массовым черным хлебом, который был решен позже с постройки первого временного хлебозавода в 1937 году на углу пр.Беломорского и ул.Индустриальной. Но с ростом населения и этот заводик оказался мал, а большой хлебозавод был построен позже. До 1937 года хлеб возили из Архангельска в мешках.

Первый театр Судостроя

В июле 1937 года в одном из строящихся складов был открыт временный театр. Открылся он гастролями Московского театра им. Немировича-Данченко. Был концерт, представленный очень известными артистами под руководством Владимира Аркадьевича Канделака, в будущем народного артиста СССР. Концерт сопровождался джазовой музыкой. Развеселил нас джаз-гол, т.е.музыка не инструментами, а голосами, дирижировал Канделаки. День был воскресный, настроение у всех было праздничное. Мы шли на концерт очень нарядными, особенно дамы, от монастыря по очень узкому досчатому тротуару, рискую оступиться и оказаться в болоте, на кочках которого краснела морошка.

Зрелище слегка омрачалось тем, что под палящими лучами солнца, а лето 1937 года было на редкость жарким, плавился битум на кровле и через щели, редкими каплями, падал на зрителей. Многие укрывались газетами, у некоторых были пятна на костюмах, но никто с концерта не ушел. Наоборот, этим создавалось еще более веселое настроение и это понятно, молодость бурлила тогда у жителей поселка. Поэтому так ярко и запомнился тот первый концерт в первом театре.

Первые актеры

Появились (приехали) первые актеры в 1937 году, такие как: В.Н.Светлова-Соловьева, В.И.Кузьмин, Е.Н.Николаев и другие, всего на первых порах 9 человек. Борис Константинович Поздняков был первым главным режиссером. Первым спектаклем в этом театре, в ноябре 1937 года была пьеса «Без вины виноватые» Островского, где главную роль Кручининой блестяще исполнила В.Н.Светлова-Соловьева.

К сожалению, вечером в марте 1938 годы этот театр сгорел быстро и до тла (я видел пламя этого пожара). Это грозило ликвидацией труппы, но строители, полюбившие театр, дали слово построить новый театр к 1 мая, т.е.меньше чем за 30 дней и слово свое сдержали. В новом театре на Советской улице, 30 апреля вечером, было торжественное первомайское собрание. Так работали строители.

Открытию нового театра очень обрадовалась артистическая самодеятельность молодежи, проводящая свои мероприятия в так называемом клубе ИТР на втором этаже дома, а на первом этаже была столовая ИТР. Теперь этим можно было заниматься в театре.

И телефон, и магазины, и новые дороги

В 1937 году в маленьком домике открылась почта и телефонная служба, первым организатором связи на Судострое был т.Засухин. Открылся большой продуктовый магазин, где можно было купить все продукты.

Прокладывалась дорога из бревен и бруса на 1 участок, откуда брал старт в 1937 году будущий город, и начали с технической лаборатории, без которой невозможно строительство.

Надо сказать, что в зоне монастыря, на побережье, было примерно 10-15 м плотного грунта, на котором раньше располагались монахи, а с конца двадцатых или начал 30-х годов члены самоорганизованной коммуны, члены которой по приезде комсомольцев влились в трудовой коллектив строителей.

Осенью 1937 года многие строители начали переселяться в новые, добротные, двухэтажные дома Беломорского проспекта и других улиц. В домах уже было: электричество, центральное отопление от котельных, был протянут водопровод от реки Кудьма до квартальных водоразборных колонок. Параллельно со строительством бараков и домов строили сланевые дороги по болоту.

Как отапливался город

Для выполнения работ по теплофиксации была создана организация паросантехмонтаж, первым начальником которой был Мухин Василий Гаврилович, а главным инженером Лебедев Виктор Матвеевич. До войны было задействовано 4 временных районных котельных, это:

1. – в первом районе,
2. – где теперь дом № 13 по ул.Железнодорожной
3. – за школой № 8 и кинотеатром «Прибой»
4. – за домом № 32 по ул.Индустриальной.

Санитарная служба

Не было тогда в городе фекальной канализации, и жилье строилось с выгребными ямами, а фекалии вывозились специальной службой на свалку конным транспортом, а это было до второй половины 1950-х годов.

По водопроводу и канализации необходима справка большого специалиста Арясова Иосифа Яковлевича. К радости жителей города в 1937 году была построена первая стационарная баня на углу пр.Беломорского и ул.Республиканской, которая избавила нас мыться под душем в баржевом санпропускнике.

Как мы ходили голосовать в Архангельск

Конец 1937 года был ознаменован важным общественно-политическим событием, а именно: 12 декабря состоялись первые выборы в Верховный Совет СССР по новой конституции, утвержденной 5 декабря 1936 года, чрезвычайным съездом Советов СССР. Многие строители, прописанные в Архангельске, ходили голосовать туда пешком. Было очень морозное воскресенье. Саша Кармакулов (мой друг) ушел в Архангельск в субботу после работы (нерабочим днем было только воскресенье) и, сделав путь 80 км (туда и обратно), явился в понедельник на работу к 8 утра. Так закончился 1937 год.

1938 год

Город и завод строились повышенными темпами. Начали строить не только 8-квартирные дома, но и 12 и 16-квартирные. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 августа 1938 года рабочий поселок Судострой был преобразован в город Молотовск. Был утвержден первый генеральный план города на 65 тысяч жителей. В 1938 году в городе было более 150 тыс. кв.м.жилой площади (а на конец 1940 года 187 т.кв.м деревянного жилья).

Летом 1938 года началось регулирование северной части города морским земснарядом с акватории залива, т.е. с морской водой. С сентября 1938 года приступили к работе спецконтингент (Ягринлаг).

Самый юный город

В газете «Комосомльская правда» № 195 от 24 августа 1938 года была заметка следующего содержания: «Самый юный город. Молотовск 23 августа (ТАСС). В дельте Северной Двины на берегу Белого моря, где еще два года назад располагалось непроходимое торфяное болото, раскинулся город кораблестроителей, которому недавно присвоено имя тов. В.М.Молотовска – самый юный город в стране.

Однако он уже сейчас по своим размерам и количеству учреждений превосходит многие города не только Архангельской области, но и ряд других. Кроме большого количества жилых домов, здесь имеются: Дом Советов, кинотеатр, Дом пионеров, речной и железнодорожные вокзалы, магазины, около десятка школ. Заканчивается строительство городского театра».

Все это было, но несколько преувеличено в части школ и вокзалов, а кинотеатр и дом пионеров были в деревянных зданиях, «вокзалами» были будки – типа прорабских.

Зимняя дорога

В зиму 1938-1939 гг. мне пришлось заниматься подготовкой зимней дороги до Цигломени и ее эксплуатацией (От Цигломени до Архангельска занимались другие). А по условиям работы пришлось поселиться в Рикасихе, в доме, который строился для дорожного мастера будущего шоссе (затем он сгорел). Одновременно начались работы по выемкеторфа для устройства «корыта» под засыпку грунта для шоссе.

Надо сказать, что в зоне монастыря, на побережье, было примерно 10-15 м плотного грунта, на котором раньше располагались монахи, а с конца двадцатых или начал 30-х годов члены самоорганизованной коммуны, члены которой по приезде комсомольцев влились в трудовой коллектив строителей.

Эта работа велась от Рикасихи в сторону Шихарихи и в сторону Лайского дока и дальше до Цигломени. Причем в сторону р. Лая работал экскаватор, в сторону к городу вручную лопатами с отвозкой в сторону на тачках. Засыпка «корыта» до д.Шихариха производилась грунтом из Рикасихинского бугра по узкоколейке мотовозом с вагонетками, а в сторону Лаи «корыто» осталось, потому что строительство шоссе было законсервировано поздней осенью 1939 года в связи с Финской войной. Строительство шоссе было продолжено во второй половине 1950-х годов.

Мост на Ягры

Летом 1938 года был сдан в эксплуатациюдеревянный мост, соединяющий город с островом Ягры, что дало возможность начать там строительство бараков и коттеджей. Этот остров был для нас местом отдыха. На плотном грунте, в южной части острова, играли в футбол, на чудесных пляжах купались и загорали. До моста переправа на остров осуществлялась на малых пароходиком, переправа шла медленно и не без давки, а поэтому торопила прораба Александра Карпова ускорить строительства моста. Мост дал свободу сообщения города с Яграми.

В 1939 году город строился быстрыми темпами с использованием рабочей силы спецконтингента.

Как вырос город за год!

Я в это время живя и работая в Рикасихе на строительстве дороги несколько оторвался от городского строительства, а мне был еще поручен и контроль за строительством плотины на протоке Паля, да наступило время для использования длительного отпуска за 3 года работы, когда было положено 30 рабочих дней дополнительно к отпуску. Таким образом, я появился в городе только в августе 1940 года и приступил к работе в производственно-техническом отделе стройки в должности старшего инженера.

К этому времени, Управление строительства переселилось от монастыря в город в построенное здание на ул.Северной № 16, вступили в строй ТЭЦ-1 и капитальная баня на ул.Лесной, повысился темпы строительства завода. Так работали до середины 1941 года.

Город был построен в пределах: с Востока на Запад от улицы Вокзальной до ул.Арктической и с Севера на Юг от ул. Северной до ул. Освоавиахимовской. Всего 205 тыс.кв.м.жилой площади.

1938 год

Город и завод строились повышенными темпами. Начали строить не только 8-квартирные дома, но и 12 и 16-квартирные. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 августа 1938 года рабочий поселок Судострой был преобразован в город Молотовск. Был утвержден первый генеральный план города на 65 тысяч жителей. В 1938 году в городе было более 150 тыс. кв.м.жилой площади (а на конец 1940 года 187 т.кв.м деревянного жилья).

Летом 1938 года началось регулирование северной части города морским земснарядом с акватории залива, т.е. с морской водой. С сентября 1938 года приступили к работе спецконтингент (Ягринлаг).

Самый юный город

В газете «Комосомльская правда» № 195 от 24 августа 1938 года была заметка следующего содержания: «Самый юный город. Молотовск 23 августа (ТАСС). В дельте Северной Двины на берегу Белого моря, где еще два года назад располагалось непроходимое торфяное болото, раскинулся город кораблестроителей, которому недавно присвоено имя тов. В.М.Молотовска – самый юный город в стране.

Однако он уже сейчас по своим размерам и количеству учреждений превосходит многие города не только Архангельской области, но и ряд других. Кроме большого количества жилых домов, здесь имеются: Дом Советов, кинотеатр, Дом пионеров, речной и железнодорожные вокзалы, магазины, около десятка школ. Заканчивается строительство городского театра».

Все это было, но несколько преувеличено в части школ и вокзалов, а кинотеатр и дом пионеров были в деревянных зданиях, «вокзалами» были будки – типа прорабских.

Зимняя дорога

В зиму 1938-1939 гг. мне пришлось заниматься подготовкой зимней дороги до Цигломени и ее эксплуатацией (От Цигломени до Архангельска занимались другие). А по условиям работы пришлось поселиться в Рикасихе, в доме, который строился для дорожного мастера будущего шоссе (затем он сгорел). Одновременно начались работы по выемкеторфа для устройства «корыта» под засыпку грунта для шоссе.

Надо сказать, что в зоне монастыря, на побережье, было примерно 10-15 м плотного грунта, на котором раньше располагались монахи, а с конца двадцатых или начал 30-х годов члены самоорганизованной коммуны, члены которой по приезде комсомольцев влились в трудовой коллектив строителей.

Эта работа велась от Рикасихи в сторону Шихарихи и в сторону Лайского дока и дальше до Цигломени. Причем в сторону р. Лая работал экскаватор, в сторону к городу вручную лопатами с отвозкой в сторону на тачках. Засыпка «корыта» до д.Шихариха производилась грунтом из Рикасихинского бугра по узкоколейке мотовозом с вагонетками, а в сторону Лаи «корыто» осталось, потому что строительство шоссе было законсервировано поздней осенью 1939 года в связи с Финской войной. Строительство шоссе было продолжено во второй половине 1950-х годов.

Мост на Ягры

Летом 1938 года был сдан в эксплуатациюдеревянный мост, соединяющий город с островом Ягры, что дало возможность начать там строительство бараков и коттеджей. Этот остров был для нас местом отдыха. На плотном грунте, в южной части острова, играли в футбол, на чудесных пляжах купались и загорали. До моста переправа на остров осуществлялась на малых пароходиком, переправа шла медленно и не без давки, а поэтому торопила прораба Александра Карпова ускорить строительства моста. Мост дал свободу сообщения города с Яграми.

В 1939 году город строился быстрыми темпами с использованием рабочей силы спецконтингента.

Как вырос город за год!

Я в это время живя и работая в Рикасихе на строительстве дороги несколько оторвался от городского строительства, а мне был еще поручен и контроль за строительством плотины на протоке Паля, да наступило время для использования длительного отпуска за 3 года работы, когда было положено 30 рабочих дней дополнительно к отпуску. Таким образом, я появился в городе только в августе 1940 года и приступил к работе в производственно-техническом отделе стройки в должности старшего инженера.

К этому времени, Управление строительства переселилось от монастыря в город в построенное здание на ул.Северной № 16, вступили в строй ТЭЦ-1 и капитальная баня на ул.Лесной, повысился темпы строительства завода. Так работали до середины 1941 года.

Город был построен в пределах: с Востока на Запад от улицы Вокзальной до ул.Арктической и с Севера на Юг от ул. Северной до ул. Освоавиахимовской. Всего 205 тыс.кв.м.жилой площади.

Соснин Николай Павлович (1909-2003)

Родился в Архангельске. В 1932 году закончил АЛТИ (Архангельский лесотехнический институт). До 1937 года работал в леспромхозах и на торфоразработках в Тульской и Брянской областях. В 1937-1943 гг. – старший инженер производственно-технического отдела Управления строительства 203.
В 1941 году в должности помощника главного инженера строительного батальона был направлен на строительство оборонительных сооружений на Карельском фронте, в район города Кемь.
Зимой 1941-1942 г. в должности старшего инженера был направлен на строительство деревянного временного железнодорожного моста через русло С.Двины – р.Кузнечиху.
В 1942 году участвовал в строительстве военного аэродрома на станции Шелекса Северной жд.
В 1943-1944 гг. – начальник транспортного отдела энергоуправления горкомхоза. 1944-1954 гг – главный инженер горкомхоза.
В 1951-1960 гг. – заместитель председателя горисполкома по городскому хозяйству. Инициатор благоустройства и озеленения в городе Молотовске.
1961 – 1979 гг. – главный диспетчер стройстреста. Один из активных участников общества «Знание», автор лекций по истории города.
1981 — 1989 гг. – председатель северодвинского общества охотников и рыболовов. Награжден медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «За оборону Советского Заполярья».

Источники

СГКМ, 7795 нвф. Воспоминания первостроителя, почетного строителя города, ветерана труда Соснина Николая Павловича, о Судострое, городе Молотовске-Северодвинске, и о своем участии в их строительстве.

Похожие статьи

Соснин Николай Павлович (1909-2003)

Родился в Архангельске. В 1932 году закончил АЛТИ (Архангельский лесотехнический институт). До 1937 года работал в леспромхозах и на торфоразработках в Тульской и Брянской областях. В 1937-1943 гг. – старший инженер производственно-технического отдела Управления строительства 203.
В 1941 году в должности помощника главного инженера строительного батальона был направлен на строительство оборонительных сооружений на Карельском фронте, в район города Кемь.
Зимой 1941-1942 г. в должности старшего инженера был направлен на строительство деревянного временного железнодорожного моста через русло С.Двины – р.Кузнечиху.
В 1942 году участвовал в строительстве военного аэродрома на станции Шелекса Северной жд.
В 1943-1944 гг. – начальник транспортного отдела энергоуправления горкомхоза. 1944-1954 гг – главный инженер горкомхоза.
В 1951-1960 гг. – заместитель председателя горисполкома по городскому хозяйству. Инициатор благоустройства и озеленения в городе Молотовске.
1961 – 1979 гг. – главный диспетчер стройстреста. Один из активных участников общества «Знание», автор лекций по истории города.
1981 — 1989 гг. – председатель северодвинского общества охотников и рыболовов. Награжден медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «За оборону Советского Заполярья».

Источники

СГКМ, 7795 нвф. Воспоминания первостроителя, почетного строителя города, ветерана труда Соснина Николая Павловича, о Судострое, городе Молотовске-Северодвинске, и о своем участии в их строительстве.

Похожие статьи