Первыми прошли геодезисты

Воспоминания Бориса Михайловича Аристидова
о геодезическихработах на строительстве города,
а такжестроки его автобиографии

Б.М. Аристидов. 1940-е годы

1. Лето 1936 года. Первые дни

Вызов управления стройтреста № 203, который я получил летом 1936 года, представлялся мне очереднойдлительной командировкой. Так было не раз. Однако все обернулось иначе.

Конечно, называть городом то, что мы увидели, — даже при богатой фантазии – было весьма затруднительно. Одна-две улицы из свежесрубленных домов, деревянные мостовые вдоль них – вот и весь город.

Мне хочется рассказать сегодня о первопроходцах, о тех, кто шел по болотным топям впереди строителей.

2. Работа в отделе генплана строительства

В то время я работал в отделе генплана строительства, который осуществлял все изыскательские и разбивочные работы по городу и промышленным предприятиям. Наш коллектив возглавлялся подлинным энтузиастом-изыскателем, коммунистом Журухиным, которого с большой теплотой вспоминают все знавшие его товарищи. Фамилии геодезистов Башмаченко, Шмидена, Шахова, Баранова, Сердцова, Петухова и ряда других хорошо известных тем, кто строил в это период город. Эти люди в любую погоду, иногда по пояс проваливаясь в болотную топь, съедаемые тучами гнуса, в жестокие морозы и пургу всегда шли впереди.

3. Колышки вместо домов и улиц

Каждая будущая улица, будущий дом идаже его выступы, каждый угол предприятия был отмечен аккуратным колышком прошедшего здесь геодезиста. Треноги нивелиров и теодолитов можно было увидеть не только на земле. Они были нужны на лесах строящихся зданий и на высоко поднимавшихся фермах промышленных сооружений.

4. Будущие улицы и трассы

Мне хорошо памятны изыскание и разбивка трассы железнодорожной линии на Кудьму. Особенно много хлопот здесь доставили глубокие болотистые протоки, проходившие поперек линии, а также капризные извилины речек Кудьма и Ширшима. Но с болотом справились рефулерным песком, а с речками – двумя и ныне существующими мостами.

Когда я прохожу по улице Советской, всегда вспоминаю о том, что разбивкув натуре осевой линии города с востока на запад по центру этой улицы было поручено мне. Тогда улица начиналась в районе театра, а заканчивалась на берегу реки Кудьмы, недалеко отее впадения в море.

Геодезисты и поныне живут тут в городе, тт. Соймина, Коробицына, Порывкин пришли первыми на строительство ТЭЦ. Они размечали контуры первого в Северодвинске завода железобетонных изделий.

5. Руководство подготовкой строителей

Другим периодом, который оставил у меня наиболее яркие воспоминания, являлись предвоенные годы, когда парторганизация строительствапоручила мне руководство подготовкой кадров строителей. И тут я не могу не назвать помощников в таком деле. На практических приемах показывали ученикам образцы передовых методов трудоинструкторыРогуев, Плаксин и другие. Десятки отличных шоферов готовил А.Дроздов, и поныне работающий в нашем городе. Здесь же в Северодвинске продолжили работать бывшие сотрудники того дела В.Никитина, П.Звягина. На заслуженном отдыхе одна из наиболее активных участниц работ по обучению кадров строителей Д.Игудесман.

Первыми прошли геодезисты

Воспоминания Бориса Михайловича Аристидова
о геодезическихработах на строительстве города,
а такжестроки его автобиографии

Б.М. Аристидов. 1940-е годы

1. Лето 1936 года. Первые дни

Вызов управления стройтреста № 203, который я получил летом 1936 года, представлялся мне очереднойдлительной командировкой. Так было не раз. Однако все обернулось иначе.

Конечно, называть городом то, что мы увидели, — даже при богатой фантазии – было весьма затруднительно. Одна-две улицы из свежесрубленных домов, деревянные мостовые вдоль них – вот и весь город.

Мне хочется рассказать сегодня о первопроходцах, о тех, кто шел по болотным топям впереди строителей.

2. Работа в отделе генплана строительства

В то время я работал в отделе генплана строительства, который осуществлял все изыскательские и разбивочные работы по городу и промышленным предприятиям. Наш коллектив возглавлялся подлинным энтузиастом-изыскателем, коммунистом Журухиным, которого с большой теплотой вспоминают все знавшие его товарищи. Фамилии геодезистов Башмаченко, Шмидена, Шахова, Баранова, Сердцова, Петухова и ряда других хорошо известных тем, кто строил в это период город. Эти люди в любую погоду, иногда по пояс проваливаясь в болотную топь, съедаемые тучами гнуса, в жестокие морозы и пургу всегда шли впереди.

3. Колышки вместо домов и улиц

Каждая будущая улица, будущий дом идаже его выступы, каждый угол предприятия был отмечен аккуратным колышком прошедшего здесь геодезиста. Треноги нивелиров и теодолитов можно было увидеть не только на земле. Они были нужны на лесах строящихся зданий и на высоко поднимавшихся фермах промышленных сооружений.

4. Будущие улицы и трассы

Мне хорошо памятны изыскание и разбивка трассы железнодорожной линии на Кудьму. Особенно много хлопот здесь доставили глубокие болотистые протоки, проходившие поперек линии, а также капризные извилины речек Кудьма и Ширшима. Но с болотом справились рефулерным песком, а с речками – двумя и ныне существующими мостами.

Когда я прохожу по улице Советской, всегда вспоминаю о том, что разбивкув натуре осевой линии города с востока на запад по центру этой улицы было поручено мне. Тогда улица начиналась в районе театра, а заканчивалась на берегу реки Кудьмы, недалеко отее впадения в море.

Геодезисты и поныне живут тут в городе, тт. Соймина, Коробицына, Порывкин пришли первыми на строительство ТЭЦ. Они размечали контуры первого в Северодвинске завода железобетонных изделий.

5. Руководство подготовкой строителей

Другим периодом, который оставил у меня наиболее яркие воспоминания, являлись предвоенные годы, когда парторганизация строительствапоручила мне руководство подготовкой кадров строителей. И тут я не могу не назвать помощников в таком деле. На практических приемах показывали ученикам образцы передовых методов трудоинструкторыРогуев, Плаксин и другие. Десятки отличных шоферов готовил А.Дроздов, и поныне работающий в нашем городе. Здесь же в Северодвинске продолжили работать бывшие сотрудники того дела В.Никитина, П.Звягина. На заслуженном отдыхе одна из наиболее активных участниц работ по обучению кадров строителей Д.Игудесман.

6. Моя биография

Родился я в г.Калуга в 1913 году. Учился в 1 Калужской школе. Осенью 1930 года я уехал в Москву, после окончания школы с целью поступить там на работу. Временно приютил и прописал у себя в комнате переведенный из Калуги друг нашей семьи, военный В.В.Лаваров. Однако безработица еще существовала, и устроиться на работу было не просто. Помогло знание радиотехники. Меня приняли контролером 4 разряда на радиозавод им. В.Красина, где в этот период выпускались впервые в стране ламповые приемники Б.Ч.

7. Я стал студентом

Однакок весне 1931 года осложнилось мое квартирное положение – к хозяину приехала семья. Поэтому, когда в «Вечерней Москве» появилось объявление о наборе в комбинат лиц, имеющих среднее образование, для подготовки техников – изыскателей, мы с одним рабочим с завода решили воспользоваться этой возможность и после сдачи экзаменов стали студентами с общежитием в Тарасовке и стипендией 80 рублей, что было не мало. Учеба продолжалась полтора года, сначала с отрывом, а вскоре без отрыва от производства, непосредственно на работе. Базовое учреждение называлось Водоканалстрой, с задачей изысканий по водоснабжению и очистным сооружениям промышленных объектов.

8. Донбасс, Магнитка, Сталинград

Уже летом 1931 года мы побывали в центральном Донбассе, где проводили изыскания по водоснабжению групп шахт, а зимой 1931-1932 годов в Магнитогорске с тойже задачей, но уже в части завода и в соц. города. После командировок еще на несколько малых объектов я перешел на более интересную работу во вновь организуемый Всесоюзный трест строительно-технических изысканий (ВТИИЗ), где и проработал в должности старшего техника до осени 1938 года с перерывом на службу в армию.

За время изыскательской деятельности мне довелось готовить материалы или непосредственно участвовать в строительстве и реконструкции следующих предприятий: Сталинград – завод «Красный Октябрь», Кубань – сахарные заводы в Усть-Лабинской и Гулькевичах, г.Россош – птицекомбинат, г.Москва – завод в Карачарове, г.Николаевск-на-Амуре – судостроительный завод, г.Ленинград – мельничный комбинат им. В.И.Ленина, г.Проскуров – оборонные объекты, г.Батуми – мясокомбинат, Архангельск – судостроительный завод, затем был выдвинут на должность Начальника отдела Техучебы Строительства. и др.

9. В армии

В 1935 году на месяц раньше массового призыва, в составе группы комсомольцев был мобилизован в армию и направлен сначала в 3-й стрелковый полк (Спасские казармы), а вскоре, как профессионал-топограф переведен в артполк Московской пролетарской дивизии. Там окончил учебныйдивизион и в должности помощника командира взвода топографической разведки прослужил до осени 1937 года.

10. Доброволец на Судострой

После службы возвратилсяна прежнее место работы во ВТИЗ. В начале лета 1938 года уехал добровольцем на одну из крупных северных строек, получившую впоследствии название города Северодвинска. Первое время я здесь работал по своей старой специальности в должности старшего техника геодезиста. А уже в начале 1939 года по рекомендации комсомольской организации был перевод на профсоюзную работу.

11. Суровые военные годы

Через месяц после начала войны, с учетом сравнительно недавней военной подготовки назначен начальником штаба МПВО стройки, а в марте 1942 года в числе нескольких коммунистов, направлен на службу в органы Госбезопасности, где пробыл на оперативной работе до конца войны. Здесь шла борьба с немецкой агентурой, ракетчиками по предупреждению диверсий против поставок вооружения по ленд-лизу и т.д.

В 1947 году опять начал работу в Северодвинске на судостроительном заводе № 402, в том числе в должности помощника директора по кадрам. Ушел на пенсию в 1969 году.

 

1960-1970-е годы

6. Моя биография

Родился я в г.Калуга в 1913 году. Учился в 1 Калужской школе. Осенью 1930 года я уехал в Москву, после окончания школы с целью поступить там на работу. Временно приютил и прописал у себя в комнате переведенный из Калуги друг нашей семьи, военный В.В.Лаваров. Однако безработица еще существовала, и устроиться на работу было не просто. Помогло знание радиотехники. Меня приняли контролером 4 разряда на радиозавод им. В.Красина, где в этот период выпускались впервые в стране ламповые приемники Б.Ч.

7. Я стал студентом

Однакок весне 1931 года осложнилось мое квартирное положение – к хозяину приехала семья. Поэтому, когда в «Вечерней Москве» появилось объявление о наборе в комбинат лиц, имеющих среднее образование, для подготовки техников – изыскателей, мы с одним рабочим с завода решили воспользоваться этой возможность и после сдачи экзаменов стали студентами с общежитием в Тарасовке и стипендией 80 рублей, что было не мало. Учеба продолжалась полтора года, сначала с отрывом, а вскоре без отрыва от производства, непосредственно на работе. Базовое учреждение называлось Водоканалстрой, с задачей изысканий по водоснабжению и очистным сооружениям промышленных объектов.

8. Донбасс, Магнитка, Сталинград

Уже летом 1931 года мы побывали в центральном Донбассе, где проводили изыскания по водоснабжению групп шахт, а зимой 1931-1932 годов в Магнитогорске с тойже задачей, но уже в части завода и в соц. города. После командировок еще на несколько малых объектов я перешел на более интересную работу во вновь организуемый Всесоюзный трест строительно-технических изысканий (ВТИИЗ), где и проработал в должности старшего техника до осени 1938 года с перерывом на службу в армию.

За время изыскательской деятельности мне довелось готовить материалы или непосредственно участвовать в строительстве и реконструкции следующих предприятий: Сталинград – завод «Красный Октябрь», Кубань – сахарные заводы в Усть-Лабинской и Гулькевичах, г.Россош – птицекомбинат, г.Москва – завод в Карачарове, г.Николаевск-на-Амуре – судостроительный завод, г.Ленинград – мельничный комбинат им. В.И.Ленина, г.Проскуров – оборонные объекты, г.Батуми – мясокомбинат, Архангельск – судостроительный завод, затем был выдвинут на должность Начальника отдела Техучебы Строительства. и др.

9. В армии

В 1935 году на месяц раньше массового призыва, в составе группы комсомольцев был мобилизован в армию и направлен сначала в 3-й стрелковый полк (Спасские казармы), а вскоре, как профессионал-топограф переведен в артполк Московской пролетарской дивизии. Там окончил учебныйдивизион и в должности помощника командира взвода топографической разведки прослужил до осени 1937 года.

10. Доброволец на Судострой

После службы возвратилсяна прежнее место работы во ВТИЗ. В начале лета 1938 года уехал добровольцем на одну из крупных северных строек, получившую впоследствии название города Северодвинска. Первое время я здесь работал по своей старой специальности в должности старшего техника геодезиста. А уже в начале 1939 года по рекомендации комсомольской организации был перевод на профсоюзную работу.

11. Суровые военные годы

Через месяц после начала войны, с учетом сравнительно недавней военной подготовки назначен начальником штаба МПВО стройки, а в марте 1942 года в числе нескольких коммунистов, направлен на службу в органы Госбезопасности, где пробыл на оперативной работе до конца войны. Здесь шла борьба с немецкой агентурой, ракетчиками по предупреждению диверсий против поставок вооружения по ленд-лизу и т.д.

В 1947 году опять начал работу в Северодвинске на судостроительном заводе № 402, в том числе в должности помощника директора по кадрам. Ушел на пенсию в 1969 году.

 

1960-1970-е годы

Источники

СГКМ, научный архив. Дело № 01-36.5.47 Изыскательские работы на месте строительства города. 1930 е-годы, с. 17-27

Б.М.Аристидов: Первопроходцы // Северный рабочий. – 13 марта (32) 1963 года, с.2.

Похожие статьи

Источники

СГКМ, научный архив. Дело № 01-36.5.47 Изыскательские работы на месте строительства города. 1930 е-годы, с. 17-27

Б.М.Аристидов: Первопроходцы // Северный рабочий. – 13 марта (32) 1963 года, с.2.

Похожие статьи