Первый ток

Воспоминания А.Монакова
о проведении первой линии электропередач
от Архангельскак месту строительства
в 1936 -1937 гг.

1. Командировка на строительство

Июль 1936 года. И вышло так. По Никольскому рукаву медленно идет маленький пароходик под номером 15. На нем едет главный инженер Архангельского монтажного управления «Электропром» М.М.Крупенин, мастер Ф.Ф.Жильцов и автор этих строк. Тогда я был бригадиром. Нам предстояло изыскать трассы линии электропередачи от Цигломени к месту строительства нового города – Никольскому монастырю. Расстояние около 30 километров, местность – болота и леса. Срок три месяца. Так указывалось в правительственном задании.

— Как, Филипп Фролович, доберемся мы завтра до монастыря? – спросил главный инженер, поглядывая на приближающимся берег.

— Погода хорошая — ответил мастер. – Если в болоте не застрянем, то пробьемся.

— А ходить по бездорожью нам не привыкать, — говорю я.

Высадились мы на пристани Рикасиха. Часам к двенадцати дошли до одноименного села. Перекусили, осмотрели прилегающие участки и направились вдоль Онежского тракта к озеру Корода. Здесь опять осмотрели лесной массив и заночевали вместе со строителями железной дороги.

Утром, с восходом солнца, вдоль трассы будущей железной дороги пошли в сторону Никольского устья. По прямой до него 12 километров. Но наш путь оказался в два раза больше, пришлось обходить озера. И вот, преодолевая топи, к вечеру мы добрались до монастыря. Здесь уже раскинулись палатки первых строителей. У берега стояли колесный пароход «Иван Каляев», занявший тогда гостиницу, и две баржи.

2. Проект трассы под линию электропередач

Проделали мы такой путь не зря. Сразу наметили трассу ЛЭП, определили место подстанции (около нынешнего вокзала). Но необходимы были детальные изыскания и проект. Время же торопило.

— Придется послать еще группу, — сказал Крупенин, – чтобы заснять всю трассу и провести разбив у промежуточных и анкерных опор с проходкой визирки.

— Михаил Михайлович, — предложил я, — поручите это сделать мне с парой помощников. Все-таки у меня полковая школа за плечами, топографом в армии служил. Думаю, в неделю управлюсь.

— Что ж, действуй, — согласился главный инженер.

Через два дня с двумя подсобными рабочими я отправился в поход. Мы все засняли, провели трассу, сделали разбивку анкерных опор.

Через четыре дня съемки сдали в проектную группу. Не дожидаясь окончания проектных работ, по утвержденной главным инженером схеме разбили всю трассу на три участка. Самый трудный участок, протяженностью 12 (от станции Рикасиха до города) было поручено осваивать мастеру Жильцову и мне с бригадой столбоставов, в которую входило до 15 человек.

3. Строительство первой трассы

Лес на опоры для трассы завозили строители. А по трассе мы своими силами катали бревна вручную, по лежням. На каждую опору шло семнадцать 6-метровых бревен. Опоры получались плавучими. Ведь кругом болото, вода. Жили в палатках. Сначала на речке Корода, потом на сухой реке около города, если только монастырь и палатки можно было назвать городом. В октябре перебрались в первый барак. К ноябрю опоры были установлены по всей трассе. Но провод нам доставили с некоторым опозданием, и монтаж ЛЭП велся уже в феврале – марте 1937 года. А в апреле новостройка получила первый ток. Это было радостным событием для строителей.

…Шли годы. Город разрастался. У нас появилась своя ТЭЦ, поток энергии, даваемый ею, движет бесчисленное количество механизмов, греет, освещает. Но мы, ветераны стройки, частенько вспоминаем то время, когда ставили опоры и тянули по ним провода для того, чтобы дать городу первые киловатты энергии.

1963 год

Первый ток

Воспоминания А.Монакова
о проведении первой линии электропередач
от Архангельскак месту строительства
в 1936 -1937 гг.

1. Командировка на строительство

Июль 1936 года. И вышло так. По Никольскому рукаву медленно идет маленький пароходик под номером 15. На нем едет главный инженер Архангельского монтажного управления «Электропром» М.М.Крупенин, мастер Ф.Ф.Жильцов и автор этих строк. Тогда я был бригадиром. Нам предстояло изыскать трассы линии электропередачи от Цигломени к месту строительства нового города – Никольскому монастырю. Расстояние около 30 километров, местность – болота и леса. Срок три месяца. Так указывалось в правительственном задании.

— Как, Филипп Фролович, доберемся мы завтра до монастыря? – спросил главный инженер, поглядывая на приближающимся берег.

— Погода хорошая — ответил мастер. – Если в болоте не застрянем, то пробьемся.

— А ходить по бездорожью нам не привыкать, — говорю я.

Высадились мы на пристани Рикасиха. Часам к двенадцати дошли до одноименного села. Перекусили, осмотрели прилегающие участки и направились вдоль Онежского тракта к озеру Корода. Здесь опять осмотрели лесной массив и заночевали вместе со строителями железной дороги.

Утром, с восходом солнца, вдоль трассы будущей железной дороги пошли в сторону Никольского устья. По прямой до него 12 километров. Но наш путь оказался в два раза больше, пришлось обходить озера. И вот, преодолевая топи, к вечеру мы добрались до монастыря. Здесь уже раскинулись палатки первых строителей. У берега стояли колесный пароход «Иван Каляев», занявший тогда гостиницу, и две баржи.

2. Проект трассы под линию электропередач

Проделали мы такой путь не зря. Сразу наметили трассу ЛЭП, определили место подстанции (около нынешнего вокзала). Но необходимы были детальные изыскания и проект. Время же торопило.

— Придется послать еще группу, — сказал Крупенин, – чтобы заснять всю трассу и провести разбив у промежуточных и анкерных опор с проходкой визирки.

— Михаил Михайлович, — предложил я, — поручите это сделать мне с парой помощников. Все-таки у меня полковая школа за плечами, топографом в армии служил. Думаю, в неделю управлюсь.

— Что ж, действуй, — согласился главный инженер.

Через два дня с двумя подсобными рабочими я отправился в поход. Мы все засняли, провели трассу, сделали разбивку анкерных опор.

Через четыре дня съемки сдали в проектную группу. Не дожидаясь окончания проектных работ, по утвержденной главным инженером схеме разбили всю трассу на три участка. Самый трудный участок, протяженностью 12 (от станции Рикасиха до города) было поручено осваивать мастеру Жильцову и мне с бригадой столбоставов, в которую входило до 15 человек.

3. Строительство первой трассы

Лес на опоры для трассы завозили строители. А по трассе мы своими силами катали бревна вручную, по лежням. На каждую опору шло семнадцать 6-метровых бревен. Опоры получались плавучими. Ведь кругом болото, вода. Жили в палатках. Сначала на речке Корода, потом на сухой реке около города, если только монастырь и палатки можно было назвать городом. В октябре перебрались в первый барак. К ноябрю опоры были установлены по всей трассе. Но провод нам доставили с некоторым опозданием, и монтаж ЛЭП велся уже в феврале – марте 1937 года. А в апреле новостройка получила первый ток. Это было радостным событием для строителей.

…Шли годы. Город разрастался. У нас появилась своя ТЭЦ, поток энергии, даваемый ею, движет бесчисленное количество механизмов, греет, освещает. Но мы, ветераны стройки, частенько вспоминаем то время, когда ставили опоры и тянули по ним провода для того, чтобы дать городу первые киловатты энергии.

1963 год

Источники

Монаков А.: Первый ток // Северный рабочий. – 24 марта 1963 (№37), с.3

Похожие статьи

Источники

Монаков А.: Первый ток // Северный рабочий. – 24 марта 1963 (№37), с.3

Похожие статьи