Новый театр

Воспоминания Веры Николаевны Светловой- Соловьевой,
Владимира Ивановича Кузьмина о работе первого театра,
строительстве нового здания театра после пожара

Владимир Иванович Кузьмин, актер Молотовского театра

1. Трудная дорога до строительства

В октябре 1937 года я и мой муж В.И.Кузьмин получили приглашение работать на севере, в создаваемом там театре. Нам объяснили, что город, где он находится, только-только рождается. Речь шла о Северодвинске. Заманчивы перспективы появляющегося на свет нового театра. И вот в начале ноября вместе с известным в то время в столице актером Е.Н.Николаевым мы отправились из Москвы к месту работы.

Как нам и указывали перед отъездом, сошли с поезда в Исакогорке: отсюда, дескать, до нового города рукой подать, здесь нас будут встречать. Однако просидели почти весь день на станции, а встречающих не было. Холод в зале ожидания и унылый северный пейзаж за окном навевал тоску. А тут еще подошла к нам одна из местных жительниц и,узнав, куда и зачем мы едем, стала уговаривать вернуться обратно:

— Забирайте-ка вещички да пока не поздно садитесь в поезд. Какой там театр! Там всего три дома, пни, болота и комары. Пропадете!

Признаться, такой нелестный отзыв о месте назначения поколебал нашу решимость ехать туда. Но все-таки мы не передумали. Решили отправить Николаева в Архангельск, в отдел культуры, чтобы тот выяснил, как быть. Скоро приехал парикмахер театра (администратор был чем-то занят). Он объяснил, что с Исакогорки в новый город поезда пассажирские не ходят и что туда надо добираться из Архангельска. Выехать из Архангельска удалось лишь через несколько дней, когда замерзла Двина.

2. Обустройство на новом месте. Театральное общежитие

Поместили нас в общежитие театра – тесном холодном бараке. Здесь неожиданно для себя встретили старого товарища по работе Б.К.Позднякова, который, оказалось, был приглашен в качестве главного режиссера. Борис Константинович был бодр и уверял нас, что все будет хорошо. Мы, жильцы барака, очистили трубы отопления от забитых в них кем-то кирпичей, потеплели батареи, и у нас на душе потеплело.

Новый театр

Воспоминания Веры Николаевны Светловой- Соловьевой,
Владимира Ивановича Кузьмина о работе первого театра,
строительстве нового здания театра после пожара

Владимир Иванович Кузьмин, актер Молотовского театра

1. Трудная дорога до строительства

В октябре 1937 года я и мой муж В.И.Кузьмин получили приглашение работать на севере, в создаваемом там театре. Нам объяснили, что город, где он находится, только-только рождается. Речь шла о Северодвинске. Заманчивы перспективы появляющегося на свет нового театра. И вот в начале ноября вместе с известным в то время в столице актером Е.Н.Николаевым мы отправились из Москвы к месту работы.

Как нам и указывали перед отъездом, сошли с поезда в Исакогорке: отсюда, дескать, до нового города рукой подать, здесь нас будут встречать. Однако просидели почти весь день на станции, а встречающих не было. Холод в зале ожидания и унылый северный пейзаж за окном навевал тоску. А тут еще подошла к нам одна из местных жительниц и,узнав, куда и зачем мы едем, стала уговаривать вернуться обратно:

— Забирайте-ка вещички да пока не поздно садитесь в поезд. Какой там театр! Там всего три дома, пни, болота и комары. Пропадете!

Признаться, такой нелестный отзыв о месте назначения поколебал нашу решимость ехать туда. Но все-таки мы не передумали. Решили отправить Николаева в Архангельск, в отдел культуры, чтобы тот выяснил, как быть. Скоро приехал парикмахер театра (администратор был чем-то занят). Он объяснил, что с Исакогорки в новый город поезда пассажирские не ходят и что туда надо добираться из Архангельска. Выехать из Архангельска удалось лишь через несколько дней, когда замерзла Двина.

2. Обустройство на новом месте. Театральное общежитие

Поместили нас в общежитие театра – тесном холодном бараке. Здесь неожиданно для себя встретили старого товарища по работе Б.К.Позднякова, который, оказалось, был приглашен в качестве главного режиссера. Борис Константинович был бодр и уверял нас, что все будет хорошо. Мы, жильцы барака, очистили трубы отопления от забитых в них кем-то кирпичей, потеплели батареи, и у нас на душе потеплело.

Театр оказался таким же неуютным бараком, как наш дом. Но у всех было большое желание работать, и мы хотели поскорее встретиться со зрителями, заставить их полюбить создаваемое нами для них детище – новый очаг культуры. И вот труппа (а всего нас тогда насчитывалось 9 человек) принялась за дело.

3. Первый спектакль

Первый спектакль – «Без вины виноватые» — поставил Е.Н.Николаев. В нем я исполнила одну из любимых ролей – Кручинину, а муж – Петю Миловзорова. Помню, зрительный зал был заполнен людьми до отказа. Мы, актеры, играли вдохновенно и чувствовали: зрители сильно увлечены происходящим на сцене. Когда окончился спектакль, случилось невероятное: мне подали букет живых цветов! А на улице лютовал мороз… Душу охватило такое волнение, что этот неуютный театр показался милым, забылись невзгоды и трудности. Мы были счастливы и с еще большей энергией принялись за очередную работу.

Постепенно труппа пополнялась новыми актерами. Это было вызвано необходимостью создания более масштабного репертуара. Большинство спектаклей ставил Борис Константинович.

4. Пожар

Дальше рассказывает В.И.Кузьмин об одном событии, свидетелем которого он был.

…Был вечер одного из последних числе марта 1938 года. Актеры отдыхали дома, в общежитии. Я вышел на кухню и увидел из окна яркое зарево. Понял: пожар в стороне театра. Через минуту все актеры выбежали на зарево, бежали напрямки, без дороги, увязая в снегу. К своему ужасу увидели, что горит наш театр. Мы знали: в помещении находится несколько новых музыкальных инструментов, предназначенных для отправки в районные клубы. Кинулись спасать эти ценности. Но часть барака, где они хранились, полыхала пламенем. Мы бросились тогда в костюмерную и стали выкидывать из окна во двор театральное имущество. А в это время загорелась сцена, а вместе сней – гримировочные комнаты. Там погибали наши личные костюмы, которые использовались для спектакля «Без вины виноватые» (в то время актеры пользовались преимущественно своим гардеробом). Спасти даже часть их не удалось. Но что значила эта потеря по сравнению с потерей театра!

Вера Николаевна Светлова-Соловьева, актриса Молотовского театра

Театр оказался таким же неуютным бараком, как наш дом. Но у всех было большое желание работать, и мы хотели поскорее встретиться со зрителями, заставить их полюбить создаваемое нами для них детище – новый очаг культуры. И вот труппа (а всего нас тогда насчитывалось 9 человек) принялась за дело.

3. Первый спектакль

Первый спектакль – «Без вины виноватые» — поставил Е.Н.Николаев. В нем я исполнила одну из любимых ролей – Кручинину, а муж – Петю Миловзорова. Помню, зрительный зал был заполнен людьми до отказа. Мы, актеры, играли вдохновенно и чувствовали: зрители сильно увлечены происходящим на сцене. Когда окончился спектакль, случилось невероятное: мне подали букет живых цветов! А на улице лютовал мороз… Душу охватило такое волнение, что этот неуютный театр показался милым, забылись невзгоды и трудности. Мы были счастливы и с еще большей энергией принялись за очередную работу.

Постепенно труппа пополнялась новыми актерами. Это было вызвано необходимостью создания более масштабного репертуара. Большинство спектаклей ставил Борис Константинович.

4. Пожар

Дальше рассказывает В.И.Кузьмин об одном событии, свидетелем которого он был.

…Был вечер одного из последних числе марта 1938 года. Актеры отдыхали дома, в общежитии. Я вышел на кухню и увидел из окна яркое зарево. Понял: пожар в стороне театра. Через минуту все актеры выбежали на зарево, бежали напрямки, без дороги, увязая в снегу. К своему ужасу увидели, что горит наш театр. Мы знали: в помещении находится несколько новых музыкальных инструментов, предназначенных для отправки в районные клубы. Кинулись спасать эти ценности. Но часть барака, где они хранились, полыхала пламенем. Мы бросились тогда в костюмерную и стали выкидывать из окна во двор театральное имущество. А в это время загорелась сцена, а вместе сней – гримировочные комнаты. Там погибали наши личные костюмы, которые использовались для спектакля «Без вины виноватые» (в то время актеры пользовались преимущественно своим гардеробом). Спасти даже часть их не удалось. Но что значила эта потеря по сравнению с потерей театра!

Вера Николаевна Светлова-Соловьева, актриса Молотовского театра

5. Собрание коллектива театра, новые планы

В.Н.Светлова продолжает свой рассказ.

После пережитой катастрофы мы незнали, что делать: работать оказалось негде. На совещании в общежитии решили разъезжаться, кто куда хочет. Слух об этом быстро обошел городок и вызвал среди рабочих совершенно неожиданную для нас реакцию. Нас пригласили на собрание строителей. Взволнованно слушали актеры их речи: эти простые люди говорили, что театр стали для них родным, дарили нам теплоту своих душ. Радость от признания своего труда, гордость и горечь утраты любимого детища слилось у нас в одно чувство. Кто не мог не плакать, то не стыдился своих слез.

Собрание попросило коллектив остаться в городе, продолжать работу. А, в свою очередь, строители обещали меньше чем за месяц построить, новое здание театра, чтобыоткрыть его торжественным предмайским собранием 30 апреля. Это ошеломило нас. Аплодисменты загремели как огромный шквал. Верилось: театр будет в назначенное время. Но где-то в мозгу шевелилось сомнение. Казался невероятно малым срок. Мы разошлись после собрания взбудораженные. Почти никто не мог спать, и всю ночь общежитие, что называется, ходило ходуном.

Итак, труппа снова приступила к работе. Репетировали то дома, то в других помещениях, которые нам по возможности предоставляли. Между тем театр строился вовсю. Люди трудились в три смены, даже ночью. Строительная площадка была залита светом и ярко выделялась на фоне темного города. Здесь установили громкоговоритель. С помощью его артисты выступали перед строителями с концертами. Наша связь с рабочими не прерывалась. Последние предмайские дни почувствовали, что финал близок.

6. Новый театр

И вот настало 29 апреля. Буквально мы бежали туда, где совсем недавно простиралось болото, рос редкий кустарник. Неужели свершилось чудо? Прибежали и ахнули

Невозможно выразить чувства, что испытывали в ту минуту. Перед нами высился большой театр, уже очищенный от строительного мусора, совсем готовый. Площадка у подъезда была усыпана песком и на ней зеленели только что посаженные молодые елочки. Потрясенные, вошли в здание и поразились: ведь это самый настоящий театр! Зрительный зал и сцена в полном порядке, расставлена новая мебель, есть освещение, а плюш для занавеса, оказалось, с минуты на минуты ожидали с поездом. Вот и материал привезли. Ночью сшили занавес, водворили на свое место.

Вечером 30 апреля 1938 года в зале нового театра проходило двойное торжество: встречали Первомай и принимали рапорт строителей о выполнении обязательства. Нашим ответом рабочим была глубокая благодарность, обещание трудиться с еще большим энтузиазмом. Знаменательное собрание закончили показом нового спектакля, который мы подготовили.

Еще некоторое время в помещении завершались разные отделочные работы. Но это не мешало нам. Труппа подготовила «Год 19-й», «Коварство и любовь» «Очную ставку», «Дурак», «Простую девушку». Закончив летний сезон коллектив уходил в месячный отпуск. Мы с мужем выехали отдыхать в Смоленск.

Когда возвратились, узнали о новом несчастье, постигшим актеров: наше общежитие сгорело дотла в течение какого-то получаса. В огне погиб молодой артист т. Никифоров. Это было как кошмарный сон. Актеры остались, можно сказать, разутыми и раздетыми. А приобрести необходимую одежду в то время было очень нелегко. Госстрах выделил нам небольшое пособие. Пришлось заново устраивать быт в новом общежитии на Лесной улице.

За это время значительно обновился творческий состав театра. Его деятельность входила в нормальное русло. В то время от всего пережитого мое заболевание сильно обострилось, и врачи посоветовали немедленно переехать с севера куда-нибудь в среднюю полосу страны. Летом 1939 года мы с мужем покинули уже значительно выросший к той поры новый город среди болот, его театр. Ему были отданы лучшие порывы души и вдохновенный труд. Поэтому до сих пор в памяти бережно хранятся те незабываемые годы, простые рабочие люди, всей душой полюбившие наше искусство.

1963 год

Статья из газеты Сталинец о новой постановке в городском театре

5. Собрание коллектива театра, новые планы

В.Н.Светлова продолжает свой рассказ.

После пережитой катастрофы мы незнали, что делать: работать оказалось негде. На совещании в общежитии решили разъезжаться, кто куда хочет. Слух об этом быстро обошел городок и вызвал среди рабочих совершенно неожиданную для нас реакцию. Нас пригласили на собрание строителей. Взволнованно слушали актеры их речи: эти простые люди говорили, что театр стали для них родным, дарили нам теплоту своих душ. Радость от признания своего труда, гордость и горечь утраты любимого детища слилось у нас в одно чувство. Кто не мог не плакать, то не стыдился своих слез.

Собрание попросило коллектив остаться в городе, продолжать работу. А, в свою очередь, строители обещали меньше чем за месяц построить, новое здание театра, чтобыоткрыть его торжественным предмайским собранием 30 апреля. Это ошеломило нас. Аплодисменты загремели как огромный шквал. Верилось: театр будет в назначенное время. Но где-то в мозгу шевелилось сомнение. Казался невероятно малым срок. Мы разошлись после собрания взбудораженные. Почти никто не мог спать, и всю ночь общежитие, что называется, ходило ходуном.

Итак, труппа снова приступила к работе. Репетировали то дома, то в других помещениях, которые нам по возможности предоставляли. Между тем театр строился вовсю. Люди трудились в три смены, даже ночью. Строительная площадка была залита светом и ярко выделялась на фоне темного города. Здесь установили громкоговоритель. С помощью его артисты выступали перед строителями с концертами. Наша связь с рабочими не прерывалась. Последние предмайские дни почувствовали, что финал близок.

6. Новый театр

И вот настало 29 апреля. Буквально мы бежали туда, где совсем недавно простиралось болото, рос редкий кустарник. Неужели свершилось чудо? Прибежали и ахнули

Невозможно выразить чувства, что испытывали в ту минуту. Перед нами высился большой театр, уже очищенный от строительного мусора, совсем готовый. Площадка у подъезда была усыпана песком и на ней зеленели только что посаженные молодые елочки. Потрясенные, вошли в здание и поразились: ведь это самый настоящий театр! Зрительный зал и сцена в полном порядке, расставлена новая мебель, есть освещение, а плюш для занавеса, оказалось, с минуты на минуты ожидали с поездом. Вот и материал привезли. Ночью сшили занавес, водворили на свое место.

Вечером 30 апреля 1938 года в зале нового театра проходило двойное торжество: встречали Первомай и принимали рапорт строителей о выполнении обязательства. Нашим ответом рабочим была глубокая благодарность, обещание трудиться с еще большим энтузиазмом. Знаменательное собрание закончили показом нового спектакля, который мы подготовили.

Еще некоторое время в помещении завершались разные отделочные работы. Но это не мешало нам. Труппа подготовила «Год 19-й», «Коварство и любовь» «Очную ставку», «Дурак», «Простую девушку». Закончив летний сезон коллектив уходил в месячный отпуск. Мы с мужем выехали отдыхать в Смоленск.

Когда возвратились, узнали о новом несчастье, постигшим актеров: наше общежитие сгорело дотла в течение какого-то получаса. В огне погиб молодой артист т. Никифоров. Это было как кошмарный сон. Актеры остались, можно сказать, разутыми и раздетыми. А приобрести необходимую одежду в то время было очень нелегко. Госстрах выделил нам небольшое пособие. Пришлось заново устраивать быт в новом общежитии на Лесной улице.

За это время значительно обновился творческий состав театра. Его деятельность входила в нормальное русло. В то время от всего пережитого мое заболевание сильно обострилось, и врачи посоветовали немедленно переехать с севера куда-нибудь в среднюю полосу страны. Летом 1939 года мы с мужем покинули уже значительно выросший к той поры новый город среди болот, его театр. Ему были отданы лучшие порывы души и вдохновенный труд. Поэтому до сих пор в памяти бережно хранятся те незабываемые годы, простые рабочие люди, всей душой полюбившие наше искусство.

1963 год

Статья из газеты Сталинец о новой постановке в городском театре

Источники

Светлова- Соловьева В.Н., Кузьмин В.И. Памятные годы. // Северный рабочий, — 6 января 1963 года, № 2, с. 4

Похожие статьи

Источники

Светлова- Соловьева В.Н., Кузьмин В.И. Памятные годы. // Северный рабочий, — 6 января 1963 года, № 2, с. 4

Похожие статьи