По предварительным планам именно на острове Ягры должны были расположиться жилые районы нового города. Ягры в конце 1930-х годов застраивались, но не быстрыми темпами. В 1939 году было принято решение о строительстве города на материке, на острове оставили несколько жилых районов.
Остров Ягры
Остров Ягры
По предварительным планам именно на острове Ягры должны были расположиться жилые районы нового города. Ягры в конце 1930-х годов застраивались, но не быстрыми темпами. В 1939 году было принято решение о строительстве города на материке, на острове оставили несколько жилых районов.

Современная карта города
Карта города, сделанная немецким разведчиком (1941 г.)

Современная карта. Окрестности г. Северодвинска.
Немецкая аэрофотосъемка. Окрестности г. Молотовска. 25 апреля 1943 года.
ОБЪЕКТЫ УЧАСТКА
1. Строительство в районе береговой линии
В 1936 году на площадке будущего строительства начала работу комиссия Гипрогора. Эта комиссия представила для руководства пять вариантов расположения нового города. Из этих пяти рассматривались только два. Один – на острове Ягры, второй – на материковой части, Кудемский. Сторонником Ягринского варианта был начальник строительства Иван Тарасович Кирилкин. И действительно, остров стали обживать сразу по приезду.

2. Строительство жилого дома
В конце 1937 года на Яграх уже проживало около 1000 человек, здесь было несколько отдельных друг от друга жилых поселков. Один из жилых районов располагался около оз.Чаячьего, другой — на берегу Никольского залива (примерно в районе современной улицы Краснофлотской и южнее). Несколько домиков стояло на берегу Белого моря – «рыбацкий поселок», и еще несколько было построено на р.Камбалица.
3. Коттедж на острове Ягры
И еще один особый квартал – это несколько коттеджей в районе соснового бора, выполненных по проектным эскизам. В этих коттеджах в конце 1930-х годов стали жить специалисты и руководители судостроительного завода. Но, масштабному заселению острова препятствовало несколько причин: первая – отсутствие достаточных источников питьевой воды, вторая – транспортная удаленность от основного места строительства.

4. Деревянный мост на остров Ягры
Долгое время на Ягры можно было попасть в навигацию – по воде катерами, лодками, в зимний период — по льду реки. Только осенью 1938 года был достроен деревянный мост на остров Ягры, но к тому времени приоритет уже был отдан Кудемскому материковому варианту. А на острове стали строить бараки, но для заключенных нового лагеря, вошедшего в систему ГУЛАГа. Ягринлаг – так стали называть лагерь по его первому отделению, расположенному на острове.
С началом войны остров стал активно использоваться военными: здесь проходили обучение воинские формирования, расположились части зенитно-артиллерийского дивизиона, морской береговой охраны. Новая эра в развитии острова наступила в 1946 году с принятием решения о строительстве нового судоремонтного завода № 893 (ныне «Звездочка»). Постепенно Ягры стали застраиваться новыми микрорайонами, все старые довоенные дома по причине их ветхости были снесены.
Интерактивная карта участков
ОБЪЕКТЫ УЧАСТКА
1. Строительство в районе береговой линии
В 1936 году на площадке будущего строительства начала работу комиссия Гипрогора. Эта комиссия представила для руководства пять вариантов расположения нового города. Из этих пяти рассматривались только два. Один – на острове Ягры, второй – на материковой части, Кудемский. Сторонником Ягринского варианта был начальник строительства Иван Тарасович Кирилкин. И действительно, остров стали обживать сразу по приезду.
2. Строительство жилого дома
В конце 1937 года на Яграх уже проживало около 1000 человек, здесь было несколько отдельных друг от друга жилых поселков. Один из жилых районов располагался около оз.Чаячьего, другой — на берегу Никольского залива (примерно в районе современной улицы Краснофлотской и южнее). Несколько домиков стояло на берегу Белого моря – «рыбацкий поселок», и еще несколько было построено на р.Камбалица.
3. Коттедж на острове Ягры
И еще один особый квартал – это несколько коттеджей в районе соснового бора, выполненных по проектным эскизам. В этих коттеджах в конце 1930-х годов стали жить специалисты и руководители судостроительного завода. Но, масштабному заселению острова препятствовало несколько причин: первая – отсутствие достаточных источников питьевой воды, вторая – транспортная удаленность от основного места строительства.
4. Деревянный мост на остров Ягры
Долгое время на Ягры можно было попасть в навигацию – по воде катерами, лодками, в зимний период — по льду реки. Только осенью 1938 года был достроен деревянный мост на остров Ягры, но к тому времени приоритет уже был отдан Кудемскому материковому варианту. А на острове стали строить бараки, но для заключенных нового лагеря, вошедшего в систему ГУЛАГа. Ягринлаг – так стали называть лагерь по его первому отделению, расположенному на острове.
С началом войны остров стал активно использоваться военными: здесь проходили обучение воинские формирования, расположились части зенитно-артиллерийского дивизиона, морской береговой охраны. Новая эра в развитии острова наступила в 1946 году с принятием решения о строительстве нового судоремонтного завода № 893 (ныне «Звездочка»). Постепенно Ягры стали застраиваться новыми микрорайонами, все старые довоенные дома по причине их ветхости были снесены.