Остров Ягры

Остров Ягры

По предварительным планам именно на острове Ягры должны были расположиться жилые районы нового города. Ягры в конце 1930-х годов застраивались, но не быстрыми темпами. В 1939 году было принято решение о строительстве города на материке, на острове оставили несколько жилых районов.

По предварительным планам именно на острове Ягры должны были расположиться жилые районы нового города. Ягры в конце 1930-х годов застраивались, но не быстрыми темпами. В 1939 году было принято решение о строительстве города на материке, на острове оставили несколько жилых районов.

Современная карта. Окрестности г. Северодвинска.

Немецкая аэрофотосъемка. Окрестности г. Молотовска. 25 апреля 1943 года.

ОБЪЕКТЫ УЧАСТКА

1. Строительство в районе береговой линии

В 1936 году на площадке будущего строительства начала работу комиссия Гипрогора. Эта комиссия представила для руководства пять вариантов расположения нового города. Из этих пяти рассматривались только два. Один – на острове Ягры, второй – на материковой части, Кудемский. Сторонником Ягринского варианта был начальник строительства Иван Тарасович Кирилкин. И действительно, остров стали обживать сразу по приезду.

2Строительство жилого дома

В конце 1937 года на Яграх уже проживало около 1000 человек, здесь было несколько отдельных друг от друга жилых поселков. Один из жилых районов располагался около оз.Чаячьего, другой — на берегу Никольского залива (примерно в районе современной улицы Краснофлотской и южнее). Несколько домиков стояло на берегу Белого моря – «рыбацкий поселок», и еще несколько было построено на р.Камбалица.

3Коттедж на острове Ягры

И еще один особый квартал – это несколько коттеджей в районе соснового бора, выполненных по проектным эскизам. В этих коттеджах в конце 1930-х годов стали жить специалисты и руководители судостроительного завода. Но, масштабному заселению острова препятствовало несколько причин: первая – отсутствие достаточных источников питьевой воды, вторая – транспортная удаленность от основного места строительства.

4. Деревянный мост на остров Ягры

Долгое время на Ягры можно было попасть в навигацию – по воде катерами, лодками, в зимний период — по льду реки. Только осенью 1938 года был достроен деревянный мост на остров Ягры, но к тому времени приоритет уже был отдан Кудемскому материковому варианту. А на острове стали строить бараки, но для заключенных нового лагеря, вошедшего в систему ГУЛАГа. Ягринлаг – так стали называть лагерь по его первому отделению, расположенному на острове.

С началом войны остров стал активно использоваться военными: здесь проходили обучение воинские формирования, расположились части зенитно-артиллерийского дивизиона, морской береговой охраны. Новая эра в развитии острова наступила в 1946 году с принятием решения о строительстве нового судоремонтного завода № 893 (ныне «Звездочка»). Постепенно Ягры стали застраиваться новыми микрорайонами, все старые довоенные дома по причине их ветхости были снесены.

Интерактивная карта участков

ОБЪЕКТЫ УЧАСТКА

1. Строительство в районе береговой линии

В 1936 году на площадке будущего строительства начала работу комиссия Гипрогора. Эта комиссия представила для руководства пять вариантов расположения нового города. Из этих пяти рассматривались только два. Один – на острове Ягры, второй – на материковой части, Кудемский. Сторонником Ягринского варианта был начальник строительства Иван Тарасович Кирилкин. И действительно, остров стали обживать сразу по приезду.

2Строительство жилого дома

В конце 1937 года на Яграх уже проживало около 1000 человек, здесь было несколько отдельных друг от друга жилых поселков. Один из жилых районов располагался около оз.Чаячьего, другой — на берегу Никольского залива (примерно в районе современной улицы Краснофлотской и южнее). Несколько домиков стояло на берегу Белого моря – «рыбацкий поселок», и еще несколько было построено на р.Камбалица.

3Коттедж на острове Ягры

И еще один особый квартал – это несколько коттеджей в районе соснового бора, выполненных по проектным эскизам. В этих коттеджах в конце 1930-х годов стали жить специалисты и руководители судостроительного завода. Но, масштабному заселению острова препятствовало несколько причин: первая – отсутствие достаточных источников питьевой воды, вторая – транспортная удаленность от основного места строительства.

4. Деревянный мост на остров Ягры

Долгое время на Ягры можно было попасть в навигацию – по воде катерами, лодками, в зимний период — по льду реки. Только осенью 1938 года был достроен деревянный мост на остров Ягры, но к тому времени приоритет уже был отдан Кудемскому материковому варианту. А на острове стали строить бараки, но для заключенных нового лагеря, вошедшего в систему ГУЛАГа. Ягринлаг – так стали называть лагерь по его первому отделению, расположенному на острове.

С началом войны остров стал активно использоваться военными: здесь проходили обучение воинские формирования, расположились части зенитно-артиллерийского дивизиона, морской береговой охраны. Новая эра в развитии острова наступила в 1946 году с принятием решения о строительстве нового судоремонтного завода № 893 (ныне «Звездочка»). Постепенно Ягры стали застраиваться новыми микрорайонами, все старые довоенные дома по причине их ветхости были снесены.