Беломорский проспект, а до декабря 1937 года – вторая улица поселка Судострой в довоенное время был главной улицей города. В 1960-е годы северная часть улицы значительно изменила свои очертания – проспект был «спрямлен».
Беломорский проспект
Беломорский проспект
Беломорский проспект, а до декабря 1937 года – вторая улица поселка Судострой в довоенное время был главной улицей города. В 1960-е годы северная часть улицы значительно изменила свои очертания – проспект был «спрямлен».
Современная карта города
Карта города, сделанная немецким разведчиком (1941 г.)
Современная карта. Окрестности г. Северодвинска.
Немецкая аэрофотосъемка. Окрестности г. Молотовска. 25 апреля 1943 года.
ОБЪЕКТЫ УЧАСТКА
1. Начало Беломорского проспекта
Свое начало Беломорский проспект брал от территории строящегося завода № 402. По обе стороны узкой сланевой мостовой стояли жилые бараки и склады. Затем был перекресток – от Беломорского проспекта резко уходил на северо-восток Архангельский проспект.
2. Пожарное депо
На перекрестке Беломорского и Архангельского проспектов возвышалась пожарная вышка. На вышке круглосуточно прогуливался наблюдатель . Сотрудники пожарной охраны жили здесь же, неподалеку, в бараках. По иронии судьбы, в послевоенные годы пожар уничтожил и значительную часть самой «пожарки». С вышки пожарной части сделаны все панорамные фотографии первых лет жизни города.
3. «Первая» столовая
Первая столовая строительства № 203 НКВД СССР поражала своим размахом. Большие колонны, огромные окна, полукруглое крыльцо – здесь было на что посмотреть. Пускали сюда только по пропускам, попавший внутрь оказывался в сказке: внутри – зеркала, люстры, фикусы в горшках; желающие могли здесь купить свежую прессу и даже постричься и побриться. Столовая № 1 просуществовала до начала 1990-х годов.
4. Первый маршрут автобуса
Когда-то Беломорский был главной транспортной артерией города. В 1937 году на Судострой прибыл первый автобус. График движения был утвержден на заседании Архангельского облисполкома. Линию обслуживали сначала 2, а затем 4 крытых автобуса. Маршрут пролегал от монастыря через весь Беломорский проспект. Остановки были на каждом перекрестке.
5. Центр города
На пересечении Беломорского и Советской, был самый оживленный перекресток Судостроя. В 1937 году здесь были возведены несколько поселковых административных зданий.
6. Первая библиотека
На пересечении Беломорского с улицей Республиканской сохранилось здание, которое вошло в историю нашего города. С 1939 года здесь располагаются столовые и магазины. Но строили этот дом для библиотеки. Ежедневно с 1937 по 1939 год, с 10 утра до 10 вечера, первая в нашем городе библиотека строителей принимала своих читателей в этом доме по неизменившемуся адресу: Беломорский 31/13.
7. Первая баня
На пересечении с улицей Индустриальной находилась первая стационарная баня поселка Судострой. Посетив баню, принято было заглянуть в четвертый магазин – он находился рядом, по другую сторону Беломорского.
8. В конце Беломорского проспекта
В южной части Беломорского проспекта еще до войны было начато строительство индивидуальных домов. В районе современного дома № 55 до начала 1980-х годов располагалась городская типография. Одноэтажное бревенчатое здание было построено в 1940 году. Кроме городской газеты, здесь печатали продовольственные карточки, листовки, и всю техническую документацию строительства 203.
Беломорский проспект утратил свое назначение как центральной улицы города в конце 1950-х годов, когда жилищное строительство переместилось в западную часть города.
Интерактивная карта участков
ОБЪЕКТЫ УЧАСТКА
1. Начало Беломорского проспекта
Свое начало Беломорский проспект брал от территории строящегося завода № 402. По обе стороны узкой сланевой мостовой стояли жилые бараки и склады. Затем был перекресток – от Беломорского проспекта резко уходил на северо-восток Архангельский проспект.
2. Пожарное депо
На перекрестке Беломорского и Архангельского проспектов возвышалась пожарная вышка. На вышке круглосуточно прогуливался наблюдатель . Сотрудники пожарной охраны жили здесь же, неподалеку, в бараках. По иронии судьбы, в послевоенные годы пожар уничтожил и значительную часть самой «пожарки». С вышки пожарной части сделаны все панорамные фотографии первых лет жизни города.
3. «Первая» столовая
Первая столовая строительства № 203 НКВД СССР поражала своим размахом. Большие колонны, огромные окна, полукруглое крыльцо – здесь было на что посмотреть. Пускали сюда только по пропускам, попавший внутрь оказывался в сказке: внутри – зеркала, люстры, фикусы в горшках; желающие могли здесь купить свежую прессу и даже постричься и побриться. Столовая № 1 просуществовала до начала 1990-х годов.
4. Первый маршрут автобуса
Когда-то Беломорский был главной транспортной артерией города. В 1937 году на Судострой прибыл первый автобус. График движения был утвержден на заседании Архангельского облисполкома. Линию обслуживали сначала 2, а затем 4 крытых автобуса. Маршрут пролегал от монастыря через весь Беломорский проспект. Остановки были на каждом перекрестке.
5. Центр города
На пересечении Беломорского и Советской, был самый оживленный перекресток Судостроя. В 1937 году здесь были возведены несколько поселковых административных зданий.
6. Первая библиотека
На пересечении Беломорского с улицей Республиканской сохранилось здание, которое вошло в историю нашего города. С 1939 года здесь располагаются столовые и магазины. Но строили этот дом для библиотеки. Ежедневно с 1937 по 1939 год, с 10 утра до 10 вечера, первая в нашем городе библиотека строителей принимала своих читателей в этом доме по неизменившемуся адресу: Беломорский 31/13.
7. Первая баня
На пересечении с улицей Индустриальной находилась первая стационарная баня поселка Судострой. Посетив баню, принято было заглянуть в четвертый магазин – он находился рядом, по другую сторону Беломорского.
8. В конце Беломорского проспекта
В южной части Беломорского проспекта еще до войны было начато строительство индивидуальных домов. В районе современного дома № 55 до начала 1980-х годов располагалась городская типография. Одноэтажное бревенчатое здание было построено в 1940 году. Кроме городской газеты, здесь печатали продовольственные карточки, листовки, и всю техническую документацию строительства 203.
Беломорский проспект утратил свое назначение как центральной улицы города в конце 1950-х годов, когда жилищное строительство переместилось в западную часть города.