Двенадцать месяцев зима, а остальное лето…

Из воспоминания Георгия Аркадьевича Караваева
о приезде настроительство в 1937 году
и о первых годах жизни поселка

Георгий Аркадьевич и Нина Александровна Караваевы. 1939 г.

Первый год на Судострое

После окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта я работал в г.Харьков в «Гидроэнергопроекте», служил в рядах Красной Армии и по окончании я узнал о начинающиеся стройке у Белого моря. И вот в первых числах 1937 года я на стройке. А в середине марта того же года приехала жена, я ее привез на санях по р.Северная Двина на «стройку» из г.Архангельска. Стоял один заброшенный монастырь. Начали оживляться. Построили бараки, в них «комнаты» были разгорожены временными перегородками. Строили все необходимое в поселке. Хорошо помню столовую-клуб, где мы, молодые инженеры собирались. А когда мы поселились в 2-этажный домик, то это была роскошь, только надо было колоть и таскать дрова, топить печь «чугунку».

Когда не было дорог

Дорог не было, строили деревянные «лежневые» тротуары и дороги. Зимой было хорошо, всюду «дороги», а летом кругом тундра. Первые годы связь была только по р. Северная Двина, зимой самолетами сбрасывали почту, газеты и продукты. С большими трудностями, но в короткие сроки была по торфяному болоту проложена железнодорожная ветка от станции Исакогорка. Создавали первоочередные объекты производственной базы строительства.

Погода: «Северная» — вам хороша знакома. Тогда мы шутили: «Двенадцать месяцев зима, остальное – лето».

Наши будни

Откуда брали в первые годы воду: зимой – лед и снег, летом отстаивали торфяную воду. К обеду нам подавали «закуску», обязательно стакан настоя хвои (от цинги).

Развлечение: работа, молодость, в свободное короткое время собирались одной компанией чаще всего у нас дома или в столовой.

Главное было – создавать коллектив рабочих, ИТР и служащих. Этобыло сделано с большой заботой и постоянными внимание хозяйственными и партийным руководством стройки.

Добрая память

Я до сих пор не забываю первых руководителей: Иван Тарасовича Кирилкина, главного инженера Василия Андреевича Сапрыкина и парторга ЦК КПСС Левикина. Я помню своих товарищей по работе – Саша Грановский, Саша Карпов, Сергей Щебетовский, Леша Бучнев, Арсений Перепелкин, Юра Попов, Миша Монастрыский и др.

Я хорошо помню руководителей изыскательских работ Журухина.

К сожалению, жизнь разбросала нас всех по различным уголкам страны и я не знаю многих из них, их судьбу. Знаю только, что Юра Попов погиб на войне, Бучнев и Перепелкин работали после войны со мной в г.Николаеве (откуда-то узнали, что там работал управляющим трестом). Позже Бучнев работал в Крыму – в г.Саки. Михаил Давыдович Монастырский работал со мной на Базстрое и остался трудиться на стройках Свердловской области. Сергей Ефимович Щебетовский последние годы работал в Госплане СССР.

Двенадцать месяцев зима, а остальное лето…

Из воспоминания Георгия Аркадьевича Караваева
о приезде настроительство в 1937 году
и о первых годах жизни поселка

Георгий Аркадьевич и Нина Александровна Караваевы. 1939 г.

Первый год на Судострое

После окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта я работал в г.Харьков в «Гидроэнергопроекте», служил в рядах Красной Армии и по окончании я узнал о начинающиеся стройке у Белого моря. И вот в первых числах 1937 года я на стройке. А в середине марта того же года приехала жена, я ее привез на санях по р.Северная Двина на «стройку» из г.Архангельска. Стоял один заброшенный монастырь. Начали оживляться. Построили бараки, в них «комнаты» были разгорожены временными перегородками. Строили все необходимое в поселке. Хорошо помню столовую-клуб, где мы, молодые инженеры собирались. А когда мы поселились в 2-этажный домик, то это была роскошь, только надо было колоть и таскать дрова, топить печь «чугунку».

Когда не было дорог

Дорог не было, строили деревянные «лежневые» тротуары и дороги. Зимой было хорошо, всюду «дороги», а летом кругом тундра. Первые годы связь была только по р. Северная Двина, зимой самолетами сбрасывали почту, газеты и продукты. С большими трудностями, но в короткие сроки была по торфяному болоту проложена железнодорожная ветка от станции Исакогорка. Создавали первоочередные объекты производственной базы строительства.

Погода: «Северная» — вам хороша знакома. Тогда мы шутили: «Двенадцать месяцев зима, остальное – лето».

Наши будни

Откуда брали в первые годы воду: зимой – лед и снег, летом отстаивали торфяную воду. К обеду нам подавали «закуску», обязательно стакан настоя хвои (от цинги).

Развлечение: работа, молодость, в свободное короткое время собирались одной компанией чаще всего у нас дома или в столовой.

Главное было – создавать коллектив рабочих, ИТР и служащих. Этобыло сделано с большой заботой и постоянными внимание хозяйственными и партийным руководством стройки.

Добрая память

Я до сих пор не забываю первых руководителей: Иван Тарасовича Кирилкина, главного инженера Василия Андреевича Сапрыкина и парторга ЦК КПСС Левикина. Я помню своих товарищей по работе – Саша Грановский, Саша Карпов, Сергей Щебетовский, Леша Бучнев, Арсений Перепелкин, Юра Попов, Миша Монастрыский и др.

Я хорошо помню руководителей изыскательских работ Журухина.

К сожалению, жизнь разбросала нас всех по различным уголкам страны и я не знаю многих из них, их судьбу. Знаю только, что Юра Попов погиб на войне, Бучнев и Перепелкин работали после войны со мной в г.Николаеве (откуда-то узнали, что там работал управляющим трестом). Позже Бучнев работал в Крыму – в г.Саки. Михаил Давыдович Монастырский работал со мной на Базстрое и остался трудиться на стройках Свердловской области. Сергей Ефимович Щебетовский последние годы работал в Госплане СССР.

Мастер Гидростроя

Я начал работать мастером, прорабом Гидростроя. Становка в первые годы была сложная и мне в 25 лет доверили должность начальника Гидростроя. Проектировщики передавали нам проектные решения, мы спорили, искали и находили наименее трудоемкие решения и осуществляли их. Сейчас тяжело себе представить, с какой строительной техникой нам приходилось работать. Даже мелкие экскаваторы, без хорошо подготовленного для них основания, тонули с трубой в болоте. Во многом нам помогала самодисциплина и дисциплина.

Безупречный технический контроль

Пооперативный, предварительный технический контроль привыполнений всех видов строительных и монтажных работ был безупречен. Никто из нас, руководителей и рабочих не имел возможности положить бетон, пока не сдаст технической инспекции свайное поле, опалубку и арматурные каркасы; уложить гидроизоляцию – пока не сдаст бетонное основание; засыпать пазухи оснований фундаментов – пока не сдана гидроизоляция; уложить зимой бетон, если на основании не создана температура +4 градуса, а положительную температуру в тепляке создавали «первобытным» способами.

Я с большой благодарностью вспоминаю руководителя технической инспекции строительства Сергея Сергеевича Ланко, который подчинялся только главному инженеру строительства и «безжалостно» требовал от всех нас исполнителей строгого исполнения технических правил и норм при выполнении всех видов строительно-монтажных работ. В будущем мне это очень пригодилось. При строительстве вообще, а особенно сложных сооружений и в тяжелые гидрологических и климатических условиях – без такой «жесткости» и соблюдения технической и технологической дисциплины недопустимо строить.

Архитектурный надзор академика Веснина

Да и не только С.С.Ланко. Когда укладывали кирпич в станы, архитектор Веснин находился на строительных лесах и следил, чтобы рабочие укладывали кирпич в архитектурные орнаменты стен, цвета и качества соответствующим шаблон.

Мне памятна роль комсомольской организации. Рейды «легкой кавалерии», настойчивость, горячая и неуемная энергия создавали на стройках обстановку непримиримости ко всем малейшим недостатками и нарушениям и в то же время поддержка передовых и «бичевание» наглядное и конкретное отстающих и нарушающих. Требования и просьбы комсомола исполнялись руководителями всех рангов незамедлительно.

Министр строительства СССР Г.А. Караваев во время посещения Северодвинска. 1980 г.

Мастер Гидростроя

Я начал работать мастером, прорабом Гидростроя. Становка в первые годы была сложная и мне в 25 лет доверили должность начальника Гидростроя. Проектировщики передавали нам проектные решения, мы спорили, искали и находили наименее трудоемкие решения и осуществляли их. Сейчас тяжело себе представить, с какой строительной техникой нам приходилось работать. Даже мелкие экскаваторы, без хорошо подготовленного для них основания, тонули с трубой в болоте. Во многом нам помогала самодисциплина и дисциплина.

Безупречный технический контроль

Пооперативный, предварительный технический контроль привыполнений всех видов строительных и монтажных работ был безупречен. Никто из нас, руководителей и рабочих не имел возможности положить бетон, пока не сдаст технической инспекции свайное поле, опалубку и арматурные каркасы; уложить гидроизоляцию – пока не сдаст бетонное основание; засыпать пазухи оснований фундаментов – пока не сдана гидроизоляция; уложить зимой бетон, если на основании не создана температура +4 градуса, а положительную температуру в тепляке создавали «первобытным» способами.

Я с большой благодарностью вспоминаю руководителя технической инспекции строительства Сергея Сергеевича Ланко, который подчинялся только главному инженеру строительства и «безжалостно» требовал от всех нас исполнителей строгого исполнения технических правил и норм при выполнении всех видов строительно-монтажных работ. В будущем мне это очень пригодилось. При строительстве вообще, а особенно сложных сооружений и в тяжелые гидрологических и климатических условиях – без такой «жесткости» и соблюдения технической и технологической дисциплины недопустимо строить.

Архитектурный надзор академика Веснина

Да и не только С.С.Ланко. Когда укладывали кирпич в станы, архитектор Веснин находился на строительных лесах и следил, чтобы рабочие укладывали кирпич в архитектурные орнаменты стен, цвета и качества соответствующим шаблон.

Мне памятна роль комсомольской организации. Рейды «легкой кавалерии», настойчивость, горячая и неуемная энергия создавали на стройках обстановку непримиримости ко всем малейшим недостатками и нарушениям и в то же время поддержка передовых и «бичевание» наглядное и конкретное отстающих и нарушающих. Требования и просьбы комсомола исполнялись руководителями всех рангов незамедлительно.

Министр строительства СССР Г.А. Караваев во время посещения Северодвинска. 1980 г.

Георгий Аркадьевич Караваев (1913 — 1994)

Георгий Аркадьевич Караваев (1913 — 1994) — советский государственный деятель, министр строительства СССР в 1967—1986 годах. Выпускник Ленинградского института инженеров водного транспорта Георгий Караваев прибыл на строительство в 1937 году. Работал сначала мастером на строительстве, затем прорабом, а очень скоро – начальником «Гидростроя» и заместителем главного инженера. В 1942 году Караваев был переведен из Молотовска на строительство Богословского алюминиевого завода. Затем были восстановление разрушенных войной заводов Харькова и Николаева, возведение Дворца науки и техники в Варшаве. С 1967 по 1986 годы Георгий Аркадьевич Караваев — министр строительства СССР. В 1980 году супруги Караваевы по приглашению сотрудников музея посетили Северодвинск – город своей молодости, начало трудового пути. Тогда же они передали в музей личные вещи и воспоминания.

Источники

СГКМ 10069 НВФ. Документ. Из воспоминаний Георгия Аркадьевича Караваева (министра строительства СССР). На 5 лл.

Похожие статьи

Георгий Аркадьевич Караваев (1913 — 1994)

Георгий Аркадьевич Караваев (1913 — 1994) — советский государственный деятель, министр строительства СССР в 1967—1986 годах. Выпускник Ленинградского института инженеров водного транспорта Георгий Караваев прибыл на строительство в 1937 году. Работал сначала мастером на строительстве, затем прорабом, а очень скоро – начальником «Гидростроя» и заместителем главного инженера. В 1942 году Караваев был переведен из Молотовска на строительство Богословского алюминиевого завода. Затем были восстановление разрушенных войной заводов Харькова и Николаева, возведение Дворца науки и техники в Варшаве. С 1967 по 1986 годы Георгий Аркадьевич Караваев — министр строительства СССР. В 1980 году супруги Караваевы по приглашению сотрудников музея посетили Северодвинск – город своей молодости, начало трудового пути. Тогда же они передали в музей личные вещи и воспоминания.

Источники

СГКМ 10069 НВФ. Документ. Из воспоминаний Георгия Аркадьевича Караваева (министра строительства СССР). На 5 лл.

Похожие статьи